Три первые политические силы относятся к системным, в Сейм по итогам предыдущих выборов попадали всякий раз и с убедительным количеством голосов. Что касается только в июне созданного Ремигиюсом Жемайтайтисом "Восхода", партия на слуху, в программе обещает перемены во внешнеполитическом курсе в национальных интересах Литвы, чем и привлекает часть электората, уставшую от последовательной бестолковости лидеров "традиционалов".
Перед первым финишем
На финише предвыборной кампании возникает резонный вопрос – кто останется за бортом? Тем более, что политологи, в частности, Линас Кояла из центра изучения стран Восточной Европы видят будущий Сейм пестрым – из шести или даже из семи партий. Если исходить из прогноза, две или три вакансии не заполнены. Кто в претендентах?
Под номером один значится на данный момент оппозиционный "Союз крестьян и "зеленых". Это пятая по популярности политическая сила в списке соискателей депутатских мандатов. Очевидно, что в многомандатных округах СКЗЛ светит не очень, но кандидаты "аграриев" обязательно доберутся до противостояния в одномандатных округах во втором туре. Здесь у партии сильный отряд. Его ядро - бывшие и действующие члены Сейма и муниципальных советов, хорошо подготовленные к выборам.
Председатель СКЗЛ Рамунас Карбаускас полагает, что более 10% избирателей отдадут голоса его партии. Ради привлечения симпатий молодежи в список кандидатов включен Станисловас Бушкявичюс, лидер националистически окрашенной "Молодой Литвы". Второй "заманухой" стал адвокат Игнас Вегеле, блеснувший в мае на президентских выборах.
Номер два – две партии: Движение либералов и впервые участвующая в выборах Партия регионов. Шансы первых чуть больше, хотя перевес не слишком убедителен – две десятые процента. "Регионалы" окрылены поддержкой на местах, рвутся в парламент, чтобы перетянуть часть внимания депутатов на проблемы провинции. Такое усердие народ обязан приветствовать.
Что касается либералов, они всегда являлись кабинетными работниками в законодательной ветви власти. За ними тянется шлейф скандалов и судебных разбирательств. Не забыт Масюлисгейт – бывшего партийного босса посадили за торговлю влиянием и взяточничество.
Если "Движение" не сумеет преодолеть проходной барьер в 5%, случится очередной грандиозный политический скандал. Личный позор новому вождю Виктории Чмилите обеспечен. С 2020 года она являлась спикером Сейма, но, по всей видимости, блеклым. Впрочем, как и результаты ее усилий.
Так выглядит предварительная "семерка". Но чем дальше вероятные победители отстоят от социал-демократов, тем более зыбкая почва у них под ногами. Даже случайность способна изменить расстановку сил. Рокировки не исключены, но и не окажутся кардинальными - всего лишь одна-две партии местами поменяются.
Третий эшелон
В нижней части списка участников гонки полная неразбериха. По воле политологов этот коктейль смешан из потенциально крепких политических движений и шушеры, участвующей ради участия.
Прогнозы говорят, что за "Избирательную акцию поляков" согласны проголосовать 1,5% избирателей из 2 375 800. Этого мало, хотя никто не удивится, если поляки все-таки въедут в Сейм на грани фола. Электорат у них постоянный, польская его часть дисциплинирована, недостающие голоса дадут национальные общины.
Лидер ИАПЛ Вальдемар Томашевский и его ближайшее окружение не устают эксплуатировать лозунг "Вместе мы – сила", хотя давно пора признаться – "Вместе мы – сила поляков". Интересы других традиционных общин им мало интересны.
Трудно прогнозировать ближайшее будущее Партии свободы. Она исчерпала себя, надоела бесконечным нытьем о пользе однополых браков и легализации легких наркотиков. Скорее "свободовцы" останутся за бортом, чем в команде Сейма, хотя все может произойти.
Опуская еще несколько невлиятельных политических сил, хочется остановится на "Списке национального объединения". Ему прогнозируют менее 1,4% голосов – и это замечательно. Неонацистам и агрессивным националистам нечего делать в парламенте любой страны, а в литовском – в первую очередь.
Политические отморозки, начинавшие карьеры в фашистских и национал-социалистических партиях гитлеровского толка, выступают за мононациональное государство, против "колонистов" (русских с белорусами), а также мигрантов из Азии и Африки. Надо сказать, последних в Литве действительно много. Уличный поток в Вильнюсе похож на парижский и берлинский.
"С 2021 года количество иммигрантов из Центральной Азии увеличилось в 14 раз, этот рост вызывает обеспокоенность по поводу склонности людей к радикализации", – отмечает Дарюс Яунишкис, глава Департамента государственной безопасности.
По данным МВД, на 1 октября в Литве проживало 10 600 узбеков. Они составляют четвертую по численности иностранную диаспору. Таджики на пятом месте. Индусы, пакистанцы, афганцы, курды – кого только не встретишь сегодня.
Украинская диаспора остается самой крупной в Литве, она насчитывает 77,5 тысяч человек. На втором месте белорусы – на 1 октября в стране проживало 61,3 тысяч человек, на третьем - россияне, которых миграционная служба насчитывает 15,3 тысяч человек.
Тем не менее, эти факты совсем не повод сеять национальную рознь, чем обожают заниматься кандидаты в депутаты от "Списка национального объединения". Если они не пройдут в парламент, трагедии не случится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.