Очередному премьер-министру социал-демократу Гинтаутасу Палуцкасу очень хочется проявить себя с лучшей стороны как третьему после спикера Сейма и президента лицу в государстве. Ради пропуска в зал избранных он закрывал глаза на хаос, организованный главой государства Гитанасом Науседой, когда последний утверждал министров и капризничал из желания показать, кто в стране хозяин.
Президент не утверждал кандидатов в министры из партии "Заря Немана", предлагая взамен кандидатов-технократов. В итоге Палуцкас получил правительство сомнительного качества, но такое, к которому у президента не оказалось претензий. Науседа даже сказал, что берет на себя ответственность за каждого министра и заранее положительно оценил программу 19-го кабинета, который он же сам и создал.
Пафосный пиар-ход был тут же высмеян, поскольку в соответствии с Конституцией за работу членов правительства ответственен его председатель. Закон не пытались оспаривать 18 предыдущих премьеров, не оспаривает и Палуцкас, начиная купаться в лучах своей исключительной значимости.
Не все то золото, что блестит
Как мы уже не раз упоминали, новый кабмин Литвы включает в себя представителей трех партий. Коалиция по итогам октябрьских парламентских выборов сформирована из социал-демократов (партийный вожак – депутат Европейского парламента Вилия Блинкявичюте), демократов из союза "Во имя Литвы" (председатель партии Саулюс Сквернялис, избранный спикером парламента) и маргиналов из "Зари Немана" во главе с Ремигиюсом Жемайтайтисом.
Названия политических движений можно не запоминать, как и фамилии министров, поскольку ничем принципиальным они между собой не разнятся, а второстепенные программные установки и детали не помешают удовлетворять личные амбиции.
Однако где-то что-то не срослось. Мятежный Ремигиюс Жемайтайтис 16 декабря, на четвертый день работы кабмина, сделал сенсационное заявление: его партия может выйти из правящей коалиции, "если лидера до 14 января (это последний день осенней парламентской сессии – прим. автора) не выберут вице-председателем Сейма, как ранее оговорено".
Конечно, это грубый шантаж исключительно в личных интересах. Жемайтайтис спекульнул фактом из закулисных переговоров:
"Таково коалиционное соглашение. Проговаривали выдвижение премьер-министром Палуцкаса, соцдема Юозаса Олекаса – первым вице-спикером Сейма, а спикером – Сквернялиса. "Заря Немана" придерживалась договоренностей и ждет этого же от партнеров. Если они не согласны, есть ли смысл состоять в коалиции?"
Зрителям литовского правительственного цирка продемонстрировали, в первую очередь, удар по амбициям президента Науседы – чтобы не страдал звездной болезнью и не мечтал единолично управлять государством.
"Если президент говорит, что 200 тысяч человек, которые голосовали за нашу партию – ничего не значащая мелочь, он должен объяснить свои взгляды". Разумеется, никаких комментариев не последовало. Глава государства повел себя, словно капризная гимназистка – я так хочу, и все тут.
Во вторую очередь таким шагом Жемайтайтис отвесил превентивную пощечину партнерам, которым, возможно, придется в самое неподходящее для страны время переформатировать коалицию и кабмин.
Наконец, Жемайтайтис напомнил о себе как о политике, с нуля и с успехом осуществившем проект "Новичок идет в парламент". "Заря Немана" выиграла на выборах 20 мест, честно заслужила приз, с этим фактом необходимо считаться. Ему и чисто по-человечески обидно – помог сложить коалицию, за что не получил ничего.
Франкенштейн номер семь
Жемайтайтис хочет стать седьмым по счету, но не по значению заместителем председателя парламента. "Избиратели породили Франкенштейна, – заявил по поводу выпадов главы "Зари" Фредерик Янсон, старший советник Науседы. – Он неуправляем. Он принесет много бед нашей стране".
Бывшая президент Даля Грибаускайте согласна с прозвучавшим мнением с единственной поправкой: "Жемайтайтис уже принес ущерб на международной арене. Интересы государства и безопасность Литвы в нынешней геополитической обстановке должны стать главными аргументами. Увы, на деле это не так. Мы теряем уважение в глазах наших партнеров по ЕС и НАТО".
Литовские консерваторы после поражения на выборах несколько воспрянули: "Жемайтайтис – человек Кремля, и российский империализм этим обязательно воспользуется".
Мнения политологов разделились. Одни утверждают: "Выскочке указали на место". Другие говорят о политической расправе, поскольку опальный обещал провести аудит работы министров прежнего правительства и стремился выявить факты казнокрадства и коррупции. Третьи не верят в угрозы, поскольку "еще не бывало случая, чтобы вкусившая власть партия добровольно от нее отказалась".
Нас больше всего, конечно же, интересуют выгоды, приобретаемые Россией в свете происходящего на сцене провинциального цирка. Разумеется, Литва – это все-таки не США с Трампом или Германия без Шольца. Но разлад в прибалтийском кабмине Литвы полезен сам по себе – мешает нормально работать правительству, нервирует руководство, обостряет межклановые противоречия и так далее.
По меньшей мере, до 14 января литовцам будет не до антироссийских козней. А дальше жизнь покажет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.