Объедки еврокухни: Вильнюсу не зашел пакет санкций против России

Надпись " Санкции"

Ксения Сорокина

В Вильнюсе не сомневались, что голосование по очередному пакету антироссийских санкций в ЕС пройдет как по маслу. Но премьер Словакии Роберт Фицо наложил вето на очередной кейс ограничений, и блюдо сгорело.

Литовцы на чем свет стоит клянут словака "прокремлевских взглядов" и очень жалеют, что во время покушения на него "стрелок промахнулся". Будь на месте Роберта Фицо "человек нормальный, 18-й пакет был бы принят единогласно 27 членами ЕС, и Россия наконец отбросит копыта под давлением неподъемных финансов-экономических рестрикций", пишут основные литовские пропагандистские сетевые ресурсы.

Беды "коллективного" сообщества

На самом деле Европейский союз никогда не был монолитным, а с наполнением слабыми континентальными восточными странами стал рыхлым и конфликтным. Президент РФ Владимир Путин не случайно на днях в адрес запада обронил "так называемый коллективный".

Глава Европейского совета "так называемого коллективного Запада" Антониу Кошта рутинно признал: утвердить новый пакет антироссийских санкций лидеры ЕС не сумели, проект убрали из повестки, но взамен продлили уже действующие ограничения на шесть месяцев, до конца января 2026 года.

При этом президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выражает уверенность, что работа над свеженькими рестрикциями завершится "в скором времени" – какая "удивительно конкретная по срокам" формулировка. ЕК предложит запретить новые газовые контракты ЕС с Россией. Действующие краткосрочные соглашения должны быть расторгнуты с 2026 года, долгосрочные – с начала 2028-го.

Таким образом ЕС хочет обойти вето, которое вновь могут наложить Венгрия со Словакией. Однако существует "но". Оба государства требуют для себя гарантий энергетической безопасности. ЕС может урегулировать проблемы Будапешта и Братиславы, затем возвратиться к пакету, видоизменив его вид. Такова диспозиция на вторую половину 2025-го.

Или санкции, или позор

Литву на заседании Европейского совета (состоялся 26-27 июня) представлял, как и должно, президент Гитанас Науседа. Но идеологом, разработчиком и бульдозером национальных дополнений 18-го пакета выступал министр иностранных дел Кестутис Будрис. Именно он, ошибочно ссылаясь на настроения партнеров по континентальному сообществу, убеждал главу государства: рестрикции будут утверждены, чтобы заставить Москву сесть за стол переговоров о мире на Украине.

Науседа не только не сомневался, но и поддерживал взгляды своего любимого министра: "G7 не удалось договориться о снижении потолка цен на российскую нефть. Он составляет 60 долларов за баррель. Мы стремимся к 45 евро. Литва последовательно высказывается за эту высоту".

В итоге президент и его министр оказались там, где и должны со своими провинциальными взглядами находиться – на обочине тупиковой дискуссии. Что означает ее беззубость? Вот умозаключение главы МИД: "Не приняв новых санкций против России, ЕС лишился возможности выдвигать ультиматумы Москве".

Сверхзадача – уморить Москву

Хозяин литовского внешнеполитического ведомства мыслит не как дипломат (он им не был и, видимо, не станет), а как фельдфебель. Выходцу из Департамента госбезопасности и русофобу кажется, что все вокруг должны думать одинаково. Так, как думает сам: раз Россия – враг, она подлежит уничтожению, и других подходов быть не может.

Например, Будриса возмущают датские лоцманы, осуществляющие проводку танкеров "теневого флота" РФ по местным проливам. Но разве лучше пустить форсирование нефтевозами узкостей на самотек до первой широкоформатной экологической катастрофы?

К счастью для всего региона, Дания – не Литва, там умных чиновников поболе отыщется.

Еще одно неудовольствие главы МИД: "Прошло немало дней с момента давления на Путина, которое было заявлено 9 мая – если не будет достигнуто безусловное перемирие, Европа введет жесткие санкции. Сегодня по-прежнему нет результатов", – заявил Будрис журналистам в Брюсселе.

Ответ Кремля "стратег" проигнорировал, хотя четко прозвучало – чем больше санкций против России, тем хуже для тех, кто их вводит. Это касается всей Европы. Запад не может отказаться от российских энергоносителей, закрыть поставки нефти. Объемы ее потребления в мире растут, а санкции едва ли отразятся на России, заявил Владимир Путин. Сами скоро сдохнут, а нас хотя похоронить.

Действительно, ЕС отказался от плана снизить потолок цен на нефть на фоне вооруженного конфликта между Израилем и Ираном. Вопрос, видимо, обсуждал круг неглупых европейцев. Хорошо, ни Науседы, ни Будриса в компанию не пригласили.

Горбатого могила исправит

Как бы все предельно понятно, если вести речь об общей ситуации по состоянию на сегодня. Но заслушаем на десерт господина литовского президента.

По его словам, ранее введенные санкции вышли "недостаточно решительными". Российской Федерации (сказано было "Кремлю") удается их обходить при помощи третьих стран.

"Именно по этой причине российская экономика – хотя она и не в лучшем состоянии – все же относительно хорошо функционирует в сложившихся обстоятельствах", – с тоской признал глава государства.

И что?

Науседа настаивает на максимальном масштабе 18-го пакета. Предложил отключить от системы SWIFT все оставшиеся российские банки, внести в санкционный список все суда "теневого флота", расширить ограничения для энергокомпаний, финансирующих госбюджет России, включая Nord Stream, "Росатом", "Газпром" и "Лукойл".

"Иначе они будут считать нас слабыми и верить, что Европа не готова принимать смелые решения", – заявил Науседа.

Знаете, в отборочном цикле к чемпионату мира по футболу в своей группе сборная Литвы сумела взять одно очко из восьми возможных, заняла последнее место и на ЧМ не пробилась.

Не так нужно было поступать, ребята.

Следовало запретить соперникам в любой точке поля касаться мяча. Тогда они не считали бы литовскую сборную слабой и верили бы, что национальная команда готова принимать смелые решения. Жаль, глава государства этого не сказал, а Кестутис Будрис не догадался посоветовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме