Восточная часть европейского "океана свободы" сегодня напоминает колонию строгого режима. Всюду люди в камуфляже и с оружием.
7 июля в 00 часов 01 минуту польские стражи границы на всем ее протяжении с Литовской республикой перегородили бетонными блоками, мобильными металлическими заборами, колючей проволокой основные шоссейные магистрали, дороги регионального значения и сельские гравийки в 13 восточных районах. Варшава без предварительных ультиматумов вышла на тропу войны против нелегальных мигрантов, в связи с чем на неопределенное время проверке подлежит каждый автомобиль, въезжающий в Польшу со стороны Литвы.
Аналогично выглядит польский кордон с ФРГ. Там тоже стоят очереди из всех видов наземного транспорта, и пограничники жестко досматривают каждую машину в поисках нелегалов. Сказка о Шенгенском пространстве, придуманном для беспрепятственного перемещения людей по странам континента завершается под возмущенные крики путешественников.
Компот из дружбы и лжи
"Наши польские друзья пытаются решить вопросы вторичной миграции. Но как и за счет кого? Предпринятые ими шаги создают значительный дискомфорт и неудобства для людей", – злится литовский премьер-министр Гинтаутас Палуцкас на фоне отрицательного отношения к странной и даже позорной для "демократической Европы" инициативе.
Руководитель правительства называет "неприятным жульничеством" поведение МВД соседей. Оно обещало "проводить выборочные проверки путешествующих, а организовало тотальные". Литовским чиновникам ниже рангом (особенно из крепко страдающих приграничных районов) политкорректность чужда, поэтому именуют ляхов "циничными насильниками" и за глаза матерят на всю катушку.
Жители западной литовской окраины, больше известной как предполье Сувалкского "коридора", привыкли ездить в польские торговые центры за дешевой едой и товарами. Как сами признаются, в Литве не тратят даже на хлеб и спички. С реанимацией старых приграничных правил мелкий бизнес практически встал, поскольку строился как раз на оборотистости магазинного туризма. По обе стороны границы все продавцы и покупатели были довольны.
Муниципальная власть Лаздийского, Вилкавишского, Калварийского районов нынче мучается важным для себя вопросом – чем занять высвободившиеся рабочие руки, откуда брать деньги на содержание прежде самозанятых? Недовольные соседями провинциалы в известном смысле правы в своих претензиях к Варшаве. Однако со своей колокольни прав и министр внутренних дел Польши Томаш Семоняк. Ему нужно любой ценой остановить нелегальную миграцию:
"Беженцы выбирают маршрут из Белоруссии в Латвию, оттуда через Литву идут в богатые страны ЕС. Польшу им не минуть. Литовцы выгоняют нежеланных гостей поближе к Варшаве, немцы нелегалов не принимают и оттесняют назад, тоже к Варшаве. Беглецам деваться некуда, они садятся полякам на шею. Кто в итоге страдает?"
Пан министр как бы прав, но лишь "как бы". В сегодняшнем Евросоюзе устоялось выгодное для Брюсселя ложное мнение, будто наплыв мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки был искусственно создан в 2021 году администрацией президента Александра Лукашенко по заданию Кремля для дестабилизации коллективного Запада. Его лидеры без стеснений постоянно обвиняют белорусский "режим" в организации нелегального трафика.
Ерунда. Во-первых, поток нелегалов присутствовал всегда. Другое дело, что не был массовым. Во-вторых, Батька подчеркивал пять лет назад: иностранцы прилетают в Минск легально, но нелегально рвутся к вам в Европу, вот вы и принимайте меры, боритесь. За скобками уточним. После начала постоянных консультаций с администрацией США "режимом" Минск продолжают именовать только яростные европейские противники Дональда Трампа. Словосочетание "Последний диктор Европы" исчезло из континентального политического словаря, но пока осталось в словаре деревенщины.
В-третьих, хорошо бы главе МВД Польши помнить немку Ангелу Меркель с ее политикой открытых дверей. Именно она зазвала в Старый Свет миллионы переселенцев.
Кто помогал канцлеру ФРГ и лично участвовал в сомнительной ценности эксперименте? Совершенно верно – пан Дональд Туск в бытность председателем Совета Европы. Какого беса он нынче, в ранге главы кабмина Польши, корчит из себя херувима и возмущается ситуацией, сложившейся за последних 15 лет вокруг своей страны?
Микрокапитуляция на два фронта
Президент Литвы Гитанас Науседа называет устроенные поляками дорожные проверки капитуляцией перед нелегальной миграцией: "Решение свидетельствует, что идеально контролировать внешние границы пока невозможно. Мы должны как можно скорее отказаться от тех мер, которые не свойственны Евросоюзу и которые, позвольте мне так выразиться, являются временной капитуляцией перед проблемой".
Науседа постарался сгладить острые углы. Проблема с нелегалами – не проблема Польши, Литвы или Латвии, где задерживают ежемесячно по 350–400 человек. Это даже не региональная, а всего ЕС глобальная проблема. На юге сообщества от мигрантов страдают итальянцы, греки, киприоты, испанцы. На севере – скандинавы. Вышедшая из ЕС Великобритания вскоре станет частью мусульманского мира. Лондон уже не столица доброй старой Англии с ее Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном.

У Европы нет ни ума, ни денег для выправления ситуации. Столица ЕС всецело посвятила себя борьбе против России. Как раз на этом треке у европейцев дела идут хуже всего, и давно пора бы остановиться на фоне бесперспективных усилий.
Более того, в условиях управляемого хаоса начинаются приграничные конфликты. В частности, между Варшавой и Берлином. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, будучи 6 июля в Вильнюсе, заверял – как раз его страна пытается решить проблему нелегальных мигрантов:
"Германия ввела меры контроля, когда в страну прибыло большое количество нелегалов. Мы координируем действия с Польшей относительно того, как можем разрешить эту ситуацию. Я надеюсь, что дело не приведет к долгосрочному спору между Германией и Польшей".
Приведет обязательно. Оно уже тянется на два года, а президент ФРГ не знает, как прекратить конфликт. К слову, у Варшавы немало претензий иного рода к Берлину. Например, тема компенсаций за разграбленную в ходе Второй Мировой войны страну. К тому же поляки отвергают территориальные претензии со стороны ФРГ, хотя по итогам той войны Польша приросла за счет западных земель и Восточной Пруссии.
Но возвратимся к границе. "Если Германия снимет контроль, поляки поступят так же. Как только препятствия исчезнут, мы немедленно отзовем свой", – говорит министр Томаш Семоняк. Как видим, нелегальный трафик всего лишь предлог для возни против Берлина и, теперь, Вильнюса. Истинные цели Польши пока не слишком ясны. Наверное, они стоят того, чтобы Варшава включилась в приграничные конфликты с соседями на западе и востоке.
Какой прогноз напрашивается? До, минимум 2027 года, въезжающие из Литвы в Польшу автомобили в Сувалкском "коридоре" (единственная сухопутная артерия в Европу для прибалтов) будут препарировать самым тщательным образом лишь потому, что в ЕС отсутствует единая миграционная политика. Разного рода стратегии и планы по обузданию нелегального трафика, родоначальниками которого стали немцы, остаются на бумаге и если куда-то ведут, то лишь к выяснению отношений соседними государствами.
На западе любят поболтать на тему Империй. Мол, рано или поздно все они погибают. При этом говоруны отказываются верить, что на глазах медленно, кирпичик по кирпичику разваливается очередная, Европейский союз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.