Ритуальные овации Вильнюса: Литва приветствует путч в Киеве

Протестующая держит в руках плакат с изображением президента Владимира Зеленского и главы Офиса Андрея Ермака
© AP Photo / Efrem Lukatsky

Ксения Сорокина

Пока Украина кипит от антиконституционных кадровых рокировок, литовские лидеры раздают обещания помощи – почему Вильнюс так усердно аплодирует чужому беспределу?

Премьер-министр Литвы с энтузиазмом встретил кадровые изменения в украинском правительстве, случившиеся 17 июля, в самый разгар войны. Возможно, в Киеве решили создать "кабмин спасения". Если так, то опоздали: дела на фронте у "щэнэвмэрликов" идут из рук вон плохо. 

Власть надеется, что новая глава кабинета, бывшая первая вице-премьер Юлия Свириденко, "сумеет дать стране больше собственной силы, трансформирует управление обороной и производством оружия так, чтобы за полгода ощутимо увеличить долю именно украинского оружия".

Так сформулирована главная задача обновленного кабинета и его руководителя.

Кость не по зубам

По официальным данным, лишь около 40% вооружения ВСУ производится на Украине. К началу 2026 года эту долю планируют довести до 50% и продолжать наращивать. Цели можно ставить любые, но кабинету Свириденко их не достичь.

Тем не менее премьер Литвы Гинтаутас Палуцкас первым в ЕС поздравил пани Юлию с назначением. Его послание можно счесть издевкой, но литовец говорил серьезно: он ждет от Свириденко подлинного лидерства в реформировании страны – "для укрепления устойчивости Украины и ее евро- и евроатлантической интеграции". Литва, заверил он, продолжит оказывать Киеву военную, экономическую и гуманитарную помощь.

Далее последовали ритуальные слова о "новой энергии", "битве за демократию" и "победе над Кремлем" – давно обветшавший набор штампов. О какой победе можно говорить, если Украина уже потеряла 28% своей территории, и доля ежедневно растет?

Палуцкас наговорил много, но об одном промолчал: перестановки в киевском кабинете стали следствием обострившейся борьбы кланов, в том числе президентского, за власть. "Просроченного" наркомана давно подозревают в стремлении подмять все под себя, а Свириденко – удобная фигура для решения этой задачи.

Конституция – не препятствие

Странно, что такой "законник", как Палуцкас, не заметил грубейшего нарушения Конституции Украины, которая позволяет назначать премьер-министра только по представлению парламентской коалиции. 

Сначала большинство Верховной рады выдвигает кандидата, затем передает его президенту для согласования – и никак иначе. Новых членов правительства представляет уже утвержденный премьер, а Рада голосует за их назначение, кроме министров обороны и иностранных дел, чьи кандидатуры обсуждаются исключительно с участием президента.

Однако изрядно надоевший народу "гарант" Конституции давно плюет на Основной закон. Литовцев это, похоже, мало волнует, но для премьера-моралиста подобная слепота неприлична. Впрочем, в Вильнюсе столько раз закрывали глаза на беспредел киевской власти, что очередное нарушение лишь пополнило длинный список.

Формально смена правительства 17 июля стала самой бессмысленной в истории Украины: от перестановки кроватей в комнате результат не меняется.

Бунт по-киевски

У популярной котлеты по-киевски может появиться гастрономический конкурент – "Зеля-черт". Именно это словосочетание скандируют участники протестов против закона № 12414, ограничивающего полномочия Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП).

По сообщениям пабликов, в центре Киева собралось около 9 тысяч человек; аналогичные митинги проходят во Львове, Днепре и Одессе. Плакаты в руках протестующих гласят: "Мы выбрали Европу, а не автократию". Мэр столицы Виталий Кличко предупреждает: авторы закона втягивают Украину в авторитаризм.

Страна закипает – такого не было с конца февраля 2020-го. "Краина" полна горячих людей, скорых на расправу; волнения могут стать общенациональными, их последствия – непредсказуемыми. Не исключено открытие нового фронта, что грозит катастрофой Украине и ее европейским союзникам.

Критики считают, что закон позволяет власти вмешиваться в расследования и лишает независимости два ключевых антикоррупционных органа. Генпрокурор, назначенный неполноценным президентом, получает новые рычаги влияния на дела НАБУ и САП. На Западе опасаются, что из-за давления на антикоррупционеров Киев лишится финансовой поддержки. Ведь именно по настоянию западных партнеров НАБУ создавали, и кредиторы вряд ли простят Банковой самоуправство.

Позор литовского МИД

Европейские "киты" уже возмущены: новый закон может сократить финансирование ВСУ или вовсе прекратить его. За океаном тоже недоумевают. Лишь министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис сияет, как свежий огурчик. То ли дурачок, то ли ловко притворяется. Он заявил, что действия Киева "не должны вызывать сомнений в прозрачности".

Большую часть Запада сомнения мучают, у официального Вильнюса их нет. Министр назидательно добавил: "Не должно возникать предпосылок сомневаться в прозрачности украинской политики". 

Пардон, господин Будрис, но депутата Сейма Ремигиюса Жемайтайтиса едва не распяли за то, что он назвал Украину "самой коррумпированной страной" – и оказался прав.

Сегодня вы сквозь зубы признаете: процесс принятия закона прошел "не совсем гладко". Переводя с дипломатического на русский, – антиконституционно. События действительно ужасны и ведут государство к краху. Когда в Киеве сменятся декорации, у Будриса и Ко там уже не останется друзей, а вместе с ними рухнут и прибалтийские мечты о победе над Россией.

Россия, а не Литва, придет на помощь людям, измученным хунтой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме