Бюджет Литвы-2026: на оружие – миллиарды, на народ – остатки

Член Социал-демократической партии Литвы Инга Ругинене, выдвинутая на пост следующего премьер-министра, выступает на заседании парламента Литвы в Вильнюсе, Литва, во вторник, 26 августа 2025 года
© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Анастасия Кулик

Литва представила бюджет на следующий год с рекордными расходами на оборону и социальную сферу. Но за красивыми цифрами скрываются дефицит, сомнительные приоритеты и растущие вопросы к правительству.

Первую скрипку в кабмине Литвы играют социал-демократы. Они искренне надеялись, что подготовленный ими проект бюджета на 2026 год парламент примет без особых споров. Не тут-то было – оппозиция буквально разгромила документ.

Главным оппонентом в стане консерваторов вновь выступила бывший премьер-министр Ингрида Шимоните, влиятельная фигура в партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы". Ее финансовые документы периода 2020–2024 годов отличались жесткой экономией и стремлением не допустить безответственного расходования ресурсов. Поэтому и сейчас, вступив в дискуссию о новом бюджете, Шимоните не стала сдерживаться.

"Это обычный бюджет, сформированный на основе текущих экономических реалий. Продавать его как небывалое достижение левого правительства – значит не уважать себя", – отметила экс-премьер.

Бюджет с двумя хвостами

Новая глава правительства Инга Ругинене не воспринимается в Литве как сильный политик или эффективный администратор. Назначение ее на пост премьера многие объясняют просто – оказалась в нужное время в нужном месте. Насколько справедлива эта оценка, покажет время и, в частности, голосование по главному финансовому документу страны.

Пока же Ругинене пытается обуздать "зверя с двумя хвостами" – бюджет с постоянно растущими доходами и еще более ускоряющимися расходами. В приоритетах – оборона, социальная поддержка и образование.

По прогнозам, доходы бюджета в 2026 году увеличатся на 16,8% и составят 21 млрд евро, расходы – на 18,9%, до 27,5 млрд евро. Рост по сравнению с текущим годом – на 3 и 4,36 млрд соответственно. Дефицит бюджета составит 2,7% ВВП, государственный долг вырастет до 45,3% ВВП – почти на 5% больше по сравнению с текущими показателями.

Несмотря на тревожную картину, основной акцент делается на рост военных расходов. В 2026 году на оборону планируется выделить 5,38% ВВП – это 4,79 млрд евро, включая 700,3 млн из государственного оборонного фонда. Год станет пилотным в выполнении литовских обязательств перед НАТО: ежегодно до 2030 года оборонные расходы должны удерживаться на уровне 5% ВВП. План-график, к слову, разработан еще кабинетом Шимоните.

В 2027 году на оборону предусмотрено 5,28% ВВП (4,94 млрд евро), в 2028-м – 5,01% ВВП (с теми же 4,94 млрд), из которых почти миллиард будет взят из фонда обороны. Что будет дальше – неизвестно.

Прозрачности не хватает

Подробно останавливаться на налоговых поступлениях – задача специалистов. Гораздо интереснее, на что правительство потратит собранные деньги. Основная часть расходов – это обязательства, подлежащие автоматической индексации: повышение пенсий, зарплат госслужащих и т.д.

На индексацию пенсий и социальных пособий выделяется 388,4 млн евро, на повышение зарплат учителям – 146,3 млн, на расширение системы социальной помощи – 94,5 млн, на страхование населения за счет бюджета – 97,1 млн евро.

Но снова: главный приоритет – оборона. И здесь внимание приковано не только к цифрам, но и к механике распределения средств.

Президент Гитанас Науседа предупредил: "Если мы не выделим 5% ВВП на оборону, это ударит по международной репутации Литвы".

Одновременно Ингрида Шимоните выражает озабоченность по поводу непрозрачного распределения военных расходов. Поддерживает ее и экс-министр финансов Гинтаре Скайсте, работавшая в прежнем правительстве. Она утверждает, что в новой бюджетной структуре все "свалено в кучу" – чтобы сумма выглядела внушительнее.

В частности, мобильность и гражданская оборона сейчас включены в общий объем военных расходов, хотя ранее учитывались отдельно. Из выделенных на оборону 4,79 млрд евро около 700 млн – средства оборонного фонда. Из них, например, 25 млн предназначены для муниципалитетов – на ремонт дорог, мостов и другой инфраструктуры. То есть это уже не чисто военные, а расходы двойного назначения.

Кроме того, рассматриваются поправки, позволяющие использовать средства военного бюджета на нужды самоуправлений – включая, например, пропаганду по отчуждению земель для строительства танковых полигонов. Такая логика расходования противоречит самим принципам военного финансирования.

Президент поддержал замечания Скайсте, отметив, что "в бюджете на оборону нет места для экспериментов". Получается, что еще до наступления 2026 года у правительства уже возникают трудности с выполнением обещаний, данных на саммите НАТО в Гааге.

А если учесть, что бюджет корректируется каждые полгода, становится очевидно: пересмотра военных расходов в сторону их сокращения избежать не удастся. Не удалось удержаться в рамках и "кабинету профессионалов" Шимоните – вряд ли справится и нынешнее правительство Ругинене, которое в народе уже прозвали "кабинетом дилетантов".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме