Палестино-израильский конфликт: итоги СВО РФ окончательно сложат пазл современной политики

Флаг Израиля на фоне Палестинского блокпоста
© AFP 2024 / JALAA MAREY

Регина Гомельская

Ведущие эксперты по ближневосточной проблематике рассказали о том, как Россия может повлиять на разрешение затянувшегося палестино-израильского конфликта.

В международном мультимедийном пресс-центре "Россия Сегодня" состоялся круглый стол о ситуации в зоне палестино-израильского конфликта. В ходе мероприятия речь шла об очередной эскалации в палестино-израильских отношениях, возможных способах разрешения самого затяжного конфликта современности, а также о том, как успехи СВО РФ на Украине могут повлиять на решение самого сложного ближневосточного вопроса новейшей истории.

Причина очередной эскалации конфликта

Арабо-израильский конфликт уже более полувека является источником политической напряженности и открытых вооруженных столкновений во всем регионе. За все время жертвами вражды стали десятки тысяч человек по обе стороны баррикад. 

Территориальные, политические и религиозные споры лежат в основе разногласий сторон, однако для каждого следующего взаимного обстрела находится отдельная причина: будь то провокация радикальных групп с палестинской стороны или новые разведданные израильских спецслужб об угрозах национальной безопасности Израиля.

Очередной виток случился в прошлую пятницу, 5 августа, когда армия Израиля начала военную операцию "Рассвет", направленную против палестинской группировки "Исламский джихад*". Были нанесены ракетные удары по целям в секторе Газа. В израильском тылу было введено чрезвычайное положение.

Из Газы по Израилю было запущено около тысячи ракет, практически 96% из которых перехватила система ПВО "Железный купол". Самое масштабное обострение со времен 11-дневной войны с мая прошлого года длилось три дня. Вечером 7 августа стороны договорились о перемирии при посредничестве Египта. Израильский премьер-министр Яир Лапид заявил, что все цели спецоперации были достигнуты.

Дипломат, аналитик Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России Вениамин Попов убежден, что сегодняшняя военная операция произошла из-за того, что сейчас в Израиле новое и очень неуверенное правительство.

"Эта военная операция нужна была для того, чтобы власть могла набрать очки и закрепиться накануне выборов. Это безобразие, конечно, но так устроен мир. В западном мире для того, чтобы набрать очки перед выборами, обязательно делают какое-то обострение ситуации. К сожалению, страдает очень много людей: десятки убиты, сотни ранены. Это серьезная цена", – сказал он.

Директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов
© Sputnik / Владимир Трефилов
Директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов

Заведующий отделом Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Дмитрий Марьясис рассказал, что мотивом действий Израиля была информация о наращивании вооружений у "Исламского джихада*" в секторе Газа. Также, по его словам, в регионе идет обострение ситуации с Ираном, а "Исламский джихад*" рассматривается как один из "прокси" Ирана, так что Израилю было важно его ослабить.

"Основная причина нынешнего обострения – в предвыборной кампании в Израиле. Действительно шаткое политическое равновесие на протяжении года вновь нарушено перед выборами и, конечно, всем политикам необходимо набрать очки", – отметил Дмитрий Марьясис.

Примечание Baltnews: Прокси-война – международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей стороны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране.

Настанет ли мир в регионе?

Не нужно быть экспертом по ближневосточной проблематике, чтобы понять – точечное перемирие подписано, но сам кризис далек от завершения. Он будет еще долго продолжаться, и будет еще не одна вспышка военных действий. 

Израиль всеми силами противится самой идее создания палестинского государства, а арабский мир настолько разобщен и запутан, что не представляет единой слаженной силы. Другими словами, даже если израильская сторона допустит в своем страшном сне серьезные переговоры с оппонентами по вопросу "палестинского государства", остается совсем неясным, с кем их нужно вести.

"Проблема в том, что обе стороны сейчас относительно слабы. Израиль слаб, потому что в стране нет устойчивого правительства, растет внутриполитическая борьба. У палестинцев два крыла – это ФАТХ**, который действует на Западном берегу реки Иордан, и ХАМАС***, который руководит в Газе. И они никак не могут объединиться", – объяснил дипломат Вениамин Попов.

По его словам, сегодняшняя реальность отлична от той, что была раньше. Мир большой политики стоит на пороге фундаментальных изменений, а основная причина и доказательство тому – специальная военная операция России на Украине и ее всемирное значение.

"Сейчас происходит удивительная, коренная трансформация международных отношений. Полностью подходит к концу доминирование Запада. Восходят новые центры силы – Китай, Индия, Бразилия, Россия. Новый мир и его правила будут зависеть от успехов нашей СВО на Украине. На данный момент Запад находится в упадке, поэтому и в ближневосточной дилемме создадутся более благоприятные условия для того, чтобы в конце концов завершить этот конфликт каким-то соглашением", – отметил дипломат.

В новых реалиях международных отношений Израиль будет вынужден согласиться на создание небольшого палестинского государства. 

"Уже 80 лет палестинцы не складывают оружие. Неужели Израиль будет вечно жить в режиме "осажденной крепости"? Вероятно, в Израиле придут к власти люди, которые решат, что нужно договариваться с соседями. То же самое будет и у палестинцев. Но все это будет лишь после коренного изменения системы международных отношений, которое ждет нас в ближайшем будущем. Этот процесс должен начаться уже со следующего года", – убежден Вениамин Попов.

Действительно, повлиять на развитие событий могут лишь глобальные перемены, которые заставят обе стороны принципиально, коренным образом изменить подход друг к другу. Однако пока обе политические системы к этому не готовы.

"Сейчас в Израиле нет надежных переговорщиков – дипломатов с конкретной миссией, потому что правительства постоянно меняются, на политической арене нет единства. С другой стороны, на палестинской стороне также нет даже перспективы единого фронта. А для того, чтобы вести переговоры о каком-то небольшом государстве нужно, чтобы с той стороны был понятный адресат для договоренности", – отметил заведующий отделом Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Дмитрий Марьясис.

"Если даже Израиль договорится с ФАТХ**, что вполне возможно на мой взгляд, есть подозрение, что ни ХАМАС***, ни "Исламский джихад*" не признают этих договоренностей. Тут сперва необходимо продолжать работу по примирению сторон внутри самой Палестины. Без этого невозможно формулировать единую систему требований к Израилю и к мировому сообществу по обеспечению создания независимого палестинского государства", – добавил он.

Руководитель отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения Российской академии наук (РАН) Дмитрий Марьясис
© Sputnik / Нина Зотина
Руководитель отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения Российской академии наук (РАН) Дмитрий Марьясис

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Борис Долгов в ходе дискуссии также отметил, что обострения в арабо-израильском конфликте носят перманентный характер. И на данном этапе сложно сказать, как долго они продлятся:

"Ситуация с кризисом на Украине и сопровождающие ее глобальные процессы являются предпосылками к изменениям в системе международных отношений. Большие изменения зависят от того, как закончится конфликт на Украине. Я повторяю, это главный вопрос наших дней, главный пункт мировой политики, вопрос судьбы мира, России и государств на Ближнем Востоке".

"Я не столь оптимистичен как мои коллеги, так как говорить о том, как изменится мир и глобальная политика буквально через несколько месяцев сложно. Как, когда и каким образом закончится этот кризис – от этого зависит очень многое: и глобальный миропорядок, и решения отдельных стран, в частности Израиля. Важно и то, как будут развиваться отношения России и Запада, который поддерживает Израиль. Это главный вопрос, однако он пока не решен и нельзя сказать совершенно четко, как он будет решен в будущем", – заметил он.

По его мнению, большая война в регионе между Израилем и арабскими странами маловероятна. Арабский мир расколот, многие государства даже готовы сотрудничать с Израилем и вести переговоры. Тель-Авив не заинтересован в начале серьезного военного конфликта, а все авиаудары – локальные вспышки обострения ситуации, которые не приведут к началу большой войны.

Однако решать вопрос все равно необходимо – ситуация "осажденной крепости" не может продолжаться долго. Палестинские группировки с каждым годом все интенсивнее насыщаются оружием, которое постоянно совершенствуется. Однажды Израиль уже не сможет себя защитить военным путем, поэтому будет необходим договор, который поставит точку в этом затяжном конфликте.

США на Ближнем Востоке

Одной из основных фигур на ближневосточной шахматной доске традиционно были США, вмешиваясь во всевозможные процессы развития стран. И в наши дни вопросы региона остаются неотъемлемой частью внешнеполитической повестки Вашингтона. Однако нынешняя ситуация демонстрирует тенденцию к серьезным изменениям.

"Позиции США в различных регионах земного шара и дальше будут ослабевать. Прежде всего, это будет заметно на Ближнем Востоке. Раньше американцы считали себя всесильными хозяевами земного шара, тем более Ближнего Востока, потому что зависели от арабской нефти. Сейчас они не зависят от нее, но выяснилось, что без нее тоже невозможно обойтись", – объяснил дипломат Вениамин Попов.

"И, хотя [президент США Джо] Байден сначала обвинил саудовцев во всех смертных грехах, обозвав Саудовскую Аравию государством изгоем, он вынужден был приехать с протянутой рукой и попросить их увеличить добычу нефти, так как в США цена бензина достигла колоссальных размеров. Он приехал не диктовать, а спрашивать", – добавил он.

По его словам, сейчас США уже не в состоянии никому диктовать. Они пытаются изображать себя гегемоном: это, например, проявилось в визите Нэнси Пелоси на Тайвань. Однако в итоге они добились лишь ухудшения отношений с Китаем, при этом Тайвань теперь будет быстрее переходить под руководство Пекина. Этот процесс займет время, но он уже запущен. 

"Вновь отмечу, колоссальное переустройство всех международных отношений будет зависеть от успехов СВО РФ на Украине. По ее завершению многое изменится в мире. Очень многие правительства падут, придут на их место новые люди. Я думаю, тот же процесс будет идти и в США", – заметил Вениамин Попов.

Он добавил, что в будущем ситуация будет меняться в целом ближневосточном регионе. И если вскоре будет подписано соглашение об иранской ядерной программе, это еще раз усилит позиции тех сил, которые выступают "за более справедливое урегулирование палестинской проблемы".

Младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Людмила Самарская рассказала, что на данный момент США стараются восстановить свои возможности в регионе, которые были частично утеряны при 45-м президенте Дональде Трампе, когда была однозначная поддержка Израиля и отсутствие уступок палестинской стороне. 

"С одной стороны, администрация Байдена позиционирует себя как нейтральный медиатор. С другой, визит и слова Байдена в Израиле говорят о том, что он произраильский президент. Сложно говорить о реанимации переговорного процесса, поскольку активной заинтересованности США на данном этапе нет. У них другие приоритеты на Ближнем Востоке. Сейчас приоритетным является сдерживание иранской ядерной программы и заключение сделки. Палестино-израильский конфликт ушел на второй план. Сейчас у Вашингтона нет времени говорить о его разрешении – нет ни возможности, ни обстоятельств", – считает она.

Роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта

Сегодня Россия занимает уникальное место в палестино-израильском вопросе: страна традиционно имеет равные позитивные отношения с обеими сторонами, она заинтересована в мире на Ближнем Востоке, как и в своей собственной безопасности.

Также Россия настаивает на принципе "всеобъемлющей безопасности для всех", ведь по мере развития технологий в сфере вооружений растет угроза и ее собственным границам. Все эти факторы однажды могут сделать Россию самым удобным и полезным медиатором данного конфликта. 

Стоит отметить, что на днях состоялись телефонные переговоры президента РФ Владимира Путина и президента Израиля Ицхака Герцога по ряду актуальных проблем. По мнению заведующего отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Дмитрия Марьясиса, то, что разговор прошел в позитивных тонах – важно:

"Я считаю, что несмотря на конфликты и скандалы, отношения наших стран все еще нормальные. Не бывает идеального развития событий, всегда бывают всплески. Для любых отношений – это нормально, в том числе и для межгосударственных. Важно то, как государства умеют с ними справляться. Мне кажется, что сегодня есть механизмы решения потенциальных проблем между странами на всех уровнях".

"Также важно, что вопрос с "Сохнутом" выехали решать высокопоставленные политические деятели Израиля. Тель-Авив уделяет отношениям с Россией особое внимание. И несмотря на жесткие высказывания премьер-министра Яира Лапида, Израиль дорожит отношениями с Москвой. А все высказывания нужно списать на предвыборную кампанию", – отметил Дмитрий Марьясис.

По его словам, Россия может быть посредником в решении палестино-израильского конфликта, другой вопрос в том, что обе стороны спора пока не готовы воспользоваться ее помощью. Тут дело во внутренних делах Израиля и Палестины: смена правительств, отсутствие договоренности в палестинском политическом мире. 

"Однако если начнутся разговоры о том, кто может быть наиболее эффективным посредником, проанализировав возможности США, Китая, ЕС, становится очевидно, что Россия сейчас занимает выгодные позиции. Я надеюсь, что в дальнейшем мы продолжим эффективно обсуждать этот вопрос. А Россия – в случае необходимости – сможет выступить эффективным посредником", – отметил он.

* "Исламский джихад*" – запрещенная в России террористическая группировка.

**  "Движение за национальное освобождение Палестины", более известна как ФАТХ – палестинская военизированная организация и политическая партия; одна из ведущих партий Палестинской автономии.

*** ХАМАС – палестинское исламистское движение, правящее в секторе Газа. ХАМАС признан террористической организацией Израилем, Канадой, США, Японией, Европейским Союзом и Организацией американских государств, а также запрещен в Иордании и Египте.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме