"Минские соглашения" – 2: как буксуют переговоры ЕС, Сербии и Косово

Полиция и солдаты KFOR возле муниципального здания в городе Звечан на севере Косово, 30 мая 2023

Роль Евросоюза в нормализации отношений между Сербией и Косово все чаще напоминает сценарий Минских соглашений, в рамках которых Запад готовил войну под маскировкой правильной риторики.

В пятницу, 15 сентября, европейские СМИ транслировали высказывания лидеров Евросоюза относительно перманентного конфликта Косово и Сербии, в которых можно увидеть попытку обвинить руководство Косово в нежелании нормализации отношений с Сербией.

Но при этом завуалированно транслируется якобы причина такого положения – вина Сербии, не желающей соглашаться с ключевым трендом коллективного Запада по ослаблению государственного суверенитета путем раскола общества по национальным и историческим аспектам.

Итак, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель после переговоров вечером в четверг, 14 сентября, в Брюсселе с премьер-министром Косово Альбином Курти и президентом Сербии Александром Вучичем обвинил Косово в том, что оно препятствует нормализации отношений с Сербией. И констатировал: "Сегодня оказалось невозможным преодолеть разногласия".

Создавая иллюзию поддержки со стороны ЕС Вучича, Сербии и гуманитарных принципов, Боррель транслировал, что "Курти не готов предоставить косовским сербам более широкую автономию, хотя Приштина обещала сделать это в рамках 10-летнего диалога с Сербией, проходящего под эгидой ЕС".

Отмечается, что на прошедшей встрече с Вучичем Курти требовал, чтобы "перед тем, как предоставить косовским сербам более широкую автономию, Сербия признала независимость Косово".

Собственно, здесь и кроется краеугольный камень. Ведь именно независимость Косово – это многолетняя карта коллективного Запада на Балканах, которая обеспечивает легализацию вмешательства извне во внутренние дела Сербии и постановку бесконечных условий, фактически дестабилизирующих обстановку в регионе и вынуждающих лидера Сербии напряженно балансировать между собственно интересами своей страны и своего народа и интересами западных "партнеров".

По словам Жозепа Борреля, он "предложил Курти и Вучичу параллельно выполнить эти взаимные требования, но Вучич согласился на это, а Курти не поддержал предложение".

Напомним, при поддержке коллективного Запада Косово в 2008 году в одностороннем порядке отделилось от Сербии, и правительство в Белграде не признало и не признает по сей день независимость Косово. В западных СМИ постоянно акцентируют внимание на том, что "более 90% населения Косово составляют этнические албанцы". При этом в северной части Косово большинство составляют сербы, не признающие правительство в Приштине.

Албанцы получают систематическую поддержку от политтехнологов Запада в деле формирования и эскалации противостояния сербам уже много десятилетий – еще с войны в Югославии, которая привела к расколу некогда большой и многонациональной страны на несколько государств. В 2024 году этот конфликт обострился и даже привел к насильственным действиям.

Пока Евросоюз разыгрывает карту якобы поддержки Сербии. На самом деле признание независимости Косово желательно и Брюсселю, и в целом Западу. Но не мирное признание, а эскалация напряженности, которая обеспечивает основание для использования нарративов о безопасности в регионе с соответствующей милитаристской политикой.

Поэтому Альбин Курти, вместо того, чтобы принять формальное посредничество ЕС, обвинил Евросоюз в необъективности и том, что "Брюссель занял позицию Сербии". В свою очередь, президент Сербии Вучич призвал продолжать переговоры: "Мы должны разговаривать и найти путь вперед". Жозеп Боррель на этом фоне стандартно предупредил обе стороны – "тупиковая ситуация на переговорах мешает вступлению Косово и Сербии в Европейский союз".

А тем временем ситуация напоминает многолетние переговоры и условия в рамках Минских соглашений, выполнение которых в первую очередь было не нужно региональному игроку коллективного Запада – Евросоюзу.

Формально демонстрируя стремление к достижению согласия сторон Минских соглашений и мира на украинской земле, за кулисами Брюссель способствовал методичной милитаризации Украины и подготовке к эскалации вооруженного конфликта. В чем и призналась в свое время экс-канцлер Германии Ангела Меркель.

А война, как и кризис, для коллективного Запада, как известно, привычный инструмент по переделу собственности и влияния, а также приведению мира к своим правилам.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме