Европейская легенда о рыбе и удочке: как Брюссель присваивал деньги и хвалил себя за это

Ситуация на белорусско-польской границе
Sputnik

Рауль Тамм

Государства Евросоюза потратили львиную долю средств, предназначенных для инвестирования в развитие беднейших стран мира, на самих себя и на украинских беженцев.

Евросоюз никогда не упускает случая напомнить зарубежным партнерам – прежде всего, беднейшим странам – насколько он щедр. Тратит огромные суммы на оказание помощи в их развитии и намерен и в дальнейшем наращивать размеры такой поддержки, добиваясь повышения уровня жизни самых отсталых регионов мира. Но за пафосными речами и действительно впечатляющими цифрами, как выяснилось в ходе аудита, проведенного конфедерацией неправительственных организаций Concord, кроется обман.

Львиную долю тех средств, что якобы уходят на безвозмездную помощь в развитии беднейших стран, Европа на самом деле тратит на саму себя или инвестирует в зарубежные прибыльные предприятия.

Почти 14 млрд евро такой европейской поддержки оказывается у горстки богатых государств Евросоюза, а не у нуждающихся стран с низкими доходами. Об этом говорится в недавно опубликованном докладе конфедерации Concord, которая задалась целью выяснить на что же уходят те миллиарды, что альянс выделяет на повышение уровня жизни в отстающих регионах планеты.

Необходимо пояснить, что такое Concord и почему мнением этих людей европейским столицам трудно пренебречь. Европейская конфедерация неправительственных организаций, как поясняется на ее официальном сайте, занимается устойчивым развитием и международным сотрудничеством.

Без малого шесть десятков объединений, в свою очередь представляющих более 2600 неправительственных организаций, в которых состоят или поддерживают их финансово миллионы европейцев.

Возможно, помимо заявленных целей и задач содействовать развитию беднейших стран, за фасадом Concord кроется что-то еще, но в данном случае это не имеет ключевого значения. Важно лишь то, что к конфедерации вынуждены прислушиваться в Брюсселе и что она вскрывает "махинации" с деньгами, выделяемыми на поддержку развития нуждающихся.

Следует отметить, что речь идет не о гуманитарной помощи, которая должна по идее учитываться отдельно, а о тех безвозвратных инвестициях, что должны были бы вкладываться в строительство инфраструктур, предприятий, больниц, школ и домов в развивающихся странах.

Это как раз тот случай, когда обычно цитируется набившая оскомину "истина" насчет рыбы и удочки. Мол, голодающего человека следует не рыбой одаривать, чтобы он один раз наелся, а подарить ему удилище, которое он использует по назначению и сам наловит себе чего-нибудь на все последующие обеды.

Но, как выясняется, этот неизвестный голодающий, вроде бы осчастливленный поддержкой мудрой и гуманной Европы, никакой удочки в подарок не получил, хотя рыбки ему немного и подбросили. Ну а средство лова – в основном в долг и под процент. Европейские столицы взяли на себя обязательства помогать всему миру и регулярно отчитываются о своих достижениях на этом поприще. В минувшем году их показатели резко взлетели вверх.

Всего три страны Евросоюза выполнили свои обязательства

Хотя цифры официальной помощи развитию (ОПР), как пишут авторы отчета Concord, находятся на рекордно высоком уровне, детальное исследование показывает, как в действительности Евросоюз и отдельные его государства распорядились миллиардами, якобы потраченными на финансирование проектов развития.

В денежном выражении это означает, что около 20 млрд евро – более 1 евро из каждых пяти – лишь называются ОПР, но так никогда и не достигли намеченных сообществ в большинстве стран мира. Евросоюз, как крупный донор, призван сыграть решающую роль в сокращении неравенства как между странами, так и внутри них между различными группами населения. Однако результаты исследования показывают, что нынешние ассигнования ОПР по-прежнему в значительной степени отвечают внутренним и геополитическим интересам самого альянса.

"Инфляция ОПР достигла нового рекорда, в то время как многие европейские правительства сократили свои бюджеты на сотрудничество в целях развития и на гуманитарную помощь. Мы видим тревожную эрозию солидарности Европы с теми, кто остался в наибольшей степени позади", – отмечает политический консультант конфедерации Лукас Гольтерманн.

Большинство стран Евросоюза, включая и Эстонию, зачли себе как официальную помощь в развитии, в частности, расходы, пошедшие на прием и обустройство украинских беженцев, оплату обучения иностранных студентов или сокращение задолженностей развивающихся стран. Все это, конечно, тоже нужно, гуманно и важно, отмечают авторы доклада Concord, но не имеет никакого отношения к помощи в развитии, то есть, образно говоря, это не покупка удочек, предназначенных для голодающих. Тем не менее европейские столицы отчитываются о таких затратах именно как о расходах на ОПР, хотя беднейшие страны этих средств и в глаза не видели.

Расходы на беженцев, принимаемых странами Евросоюза (особенно восточноевропейскими), в этих странах и остаются, то есть они выступают в роли основных получателей собственной помощи. Фактически их усилиями и оказались завышенными показатели ОПР, номинально подскочившие за прошедший год более чем на 14 млрд евро.

Формально европейские государства как бы выполняют и даже перевыполняют взятые на себя обязательства выделять на развитие нуждающихся стран 0,7% своего валового национального дохода, но лишь Люксембург, Швеция и Германия на самом деле именно в таких размерах поделились своими доходами, вложив средства в проекты развития в разных регионах мира.

Представители Эстонии в Concord, AKÜ (круглый стол сотрудничества трех десятков неправительственных организаций, занимающихся "гуманитарной помощью, устойчивым развитием и образованием глобальной гражданственности"), отмечают в своем разделе доклада конфедерации, что в прошлом году республика номинально потратила на ОПР более 161 млн евро, что аж в три раза больше, чем ушло на аналогичные цели годом ранее. Но на самом деле эстонское правительство лишь "провело по этой статье" свои расходы на украинских беженцев.

То есть никакие развивающиеся страны этих денег не получили. Затраты на беженцев, конечно, были неизбежны и их щедрые размеры с учетом небогатой казны Эстонии свидетельствуют о гуманизме эстоноземельцев. Но Таллин явно слегка "смошенничал", закрыв одними и теми же деньгами сразу две отчетные статьи затрат: на беженцев и на ОПР. И как свидетельствует Concord, также поступило и большинство других государств Евросоюза.

Спору нет, европейцы многое делают и немало тратят на гуманитарную помощь, за что им благодарны во многих беднейших странах мира. Но делается все же намного меньше, чем говорится. Картина, описывающая благородные побуждения Евросоюза на международной арене и его усилия помочь миру повысить уровень благосостояния, попала под подозрение у экспертов из неправительственных организаций, увидевших в этом "полотне" признаки подделки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме