Любопытный материал вышел в эстонских СМИ во вторник, 31 октября. Его героями стали премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и, в частности, премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Будучи представителями членов ЕС, эти политики обнаружили принципиальное расхождение во взглядах на ценности альянса и понимание сути его функционирования.
В последнее время Виктор Орбан продемонстрировал поведение, которое, как отметил автор материала, вынуждает констатировать, что "занимающий пост премьер-министра Венгрии уже более 13 лет" Виктор Орбан "позволяет себе то, что не могут или не хотят позволять себе другие страны Запада". И вообще, подчеркнули эстонские СМИ, за последние две недели Орбан "сделал ряд шагов и заявлений, которые отнюдь не радуют западных союзников".
А именно, на позапрошлой неделе Орбан встретился в Китае с российским лидером Владимиром Путиным и пожал ему руку, при этом не явился на заседание Европейского совета, состоявшееся в тот же день. Хотя мог – по видеосвязи. На прошлой неделе Орбан "сравнил ЕС с Советским Союзом", чем шокировал немало коллег. Выступив с речью в Венгрии, Орбан заявил: "Иногда история повторяется. К счастью, то, что было трагедией в первый раз, становится фарсом во второй. Москва была трагедией, Брюссель – лишь неудачная современная пародия".
Также на прошлой неделе Орбан отправился в Брюссель, где проходило заседание Европейского совета в обычном формате, и перед этим сказал венгерским государственным СМИ, что "стратегия Европы в украинской войне не работает": "Это была стратегия Европы: украинцы должны победить, русские должны проиграть, а президент должен быть свергнут. Мы говорили это вместе с американцами. Но это не работает. В этот момент мы должны остановиться. Мы должны сказать, что план А провалился, и теперь мы должны разработать план Б".
Уже в здании Совета, обращаясь к своим коллегам по ЕС, Орбан заявил: "Нет, нет, нет. У нас очень прозрачная и четкая политика, которая отличается от политики большинства стран. У вас военная стратегия, у нас мирная стратегия. Мы хотим делать все для достижения мира. Поэтому мы сохраняем открытыми все каналы связи с Россией, в противном случае не будет шансов на мир. Это наша стратегия, мы гордимся ей. Мы единственные, кто выступает за мир, который был бы в интересах всей Европы".
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас, комментируя эту ситуацию эстонским мейнстримным СМИ, сказала: "Мы смогли очень откровенно поговорить с Орбаном: как я вижу вещи и как он их видит. Спорный момент заключается в том, у кого мирная стратегия. Я считаю, что нынешняя стратегия на самом деле является стратегией достижения долгосрочного мира. Я убеждена, что каждый вправе выражать свое мнение, но важно то, что мы все-таки достигли соглашения о поддержке Украины и что мы продолжим придерживаться выбранной стратегии".
Следом транслировалась мысль, призванная фактически представить венгерского лидера как не совсем серьезного игрока: "В каком-то смысле все, что делает Орбан, – это зрелище для СМИ. Каждый год он выдвигает новые ультиматумы, чтобы получить доступ к евросубсидиям, замороженным из-за проблем с принципами правового государства. И каждый раз напряжение нарастает к концу года, поскольку именно тогда приходится принимать бюджетные решения".
Также Кая Каллас отметила, что "есть два Виктора Орбана: один воодушевленно сыплет конфликтными цитатами перед камерами, и другой принимает прагматичные решения на заседаниях Европейского совета": "В разговоре с ним мне показалось, что он действительно верит в то, что именно такой прагматичный подход, когда отбрасывают ценности, является стратегией, которая работает. Своя рубашка ближе к телу. Но на самом деле в долгосрочной перспективе это не работает".
А автор материала напомнил: "Может быть, для Украины это и так, но для Виктора Орбана его стратегия сработала идеально. Впервые он показался в Брюсселе 25 лет назад, когда он еще напоминал того стройного юношу, который учился в Оксфорде на деньги Джорджа Сороса. Но его настоящий звездный час начался 12 лет спустя, в 2010 году, когда он во второй раз стал премьер-министром. Тогда на пресс-конференции в преддверии председательства Венгрии он прямо и открыто изложил свою брюссельскую стратегию".
По мнению Виктора Орбана, в Евросоюзе "не нужно быть хорошим парнем": "Европейскому союзу не нужны хорошие парни, Европейскому союзу сейчас нужны сильные парни. Парни, способные к сотрудничеству, умеющие находить компромиссы между очень разными мнениями".
Автор тут же провел параллель со своей страной: "И никто не нашел лекарства от этой тактики "невестке в отместку", несмотря на многочисленные попытки национальных, правительственных и институциональных лидеров. Поэтому и эстонские политики должны признать, что Орбан пользуется правилами, которые защищают и интересы Эстонии".
Далее приводится мнение министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкны, считающего, что в текущем моменте и "с точки зрения процессов, происходящих в Европейском союзе", его стране остается "следовать учредительным договорам и согласованным процессам принятия решений" – "очень многих решений, консенсусных решений, которые выполняет и само эстонское государство, и его политики.
Цахкна пояснил: "Мы – маленькая страна в Европейском союзе, и консенсусная политика – в наших интересах. Сейчас в семье, так сказать, 27 детей, и один из них ведет себя совсем не так, как все остальные, поэтому нам приходится использовать разные способы для принятия решений. Но я вижу, что эта чаша начинает потихоньку переполняться".
Вопрос, на самом деле, кроется в том, что считают в ЕС реальным суверенитетом. Фактически в прозападном векторе политики суверенитет как таковой перестает быть. Члены ЕС планомерно лишаются самостоятельности в принятии решений касательно собственного национального развития – от социальной и экономической сфер до судьбоносных политических выборов.
Автор материала обратил внимание на такой факт: "В прошлую пятницу телеоператоры засняли довольно показательный момент в Европейском совете, когда главы правительств, как обычно, шутили перед заседанием. В отдалении от них стоял Орбан, который выглядел одиноким. Но был ли он несчастен? Вряд ли".
Завершающим аккордом материала стала фраза самого Виктора Орбана – почти оплеуха таким приверженцам коллективного Запада как Эстония: "Одинокий? Нет! Дух Европы со мной. Национальный суверенитет – это суть Европейского союза".