Лучше в камеру, чем в окоп: почему на Украине растет число дезертиров

Украинские военнослужащие
© AP Photo / Roman Chop

Илья Круглей

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

С каждым месяцем украинского конфликта насчитывается все больше мужчин, которые готовы дезертировать даже под угрозой тюремного заключения. Пока их не так много, чтобы это могло повлиять на ход боевых действий. Но тенденция к росту выглядит очень неприятно для Киева.

Дезертирство является неотъемлемой частью воюющей армии. Подобные случаи есть всегда. Вопрос только в том, какое количество солдат самовольно оставляют место службы. Когда количество дезертиров начинает увеличиваться почти в геометрической прогрессии, тогда генералам и главнокомандующему стоит задуматься.

В украинском издании с тревогой сообщают о том, что солдаты, сержанты и даже офицеры идут на разные ухищрения – симулируют болезни, пытаются задержаться в тыловых подразделениях, занимаются членовредительством – лишь бы не попасть на передовую. Количество случаев дезертирства растет, причем пугающими темпами – с 2021 года этот показатель увеличился в пять раз.

Почему такая проблема в украинской армии разрастается так активно и насколько это опасно для ВСУ?

Дезертиров не много, но добровольцев еще меньше

Как сообщило украинское издание "Страна.ua", ссылаясь на официальную статистику, в 2021 году было зафиксировано всего 117 случаев открытия уголовных производств по статье 408 УК Украины – дезертирство.

По другой статье, которая регламентирует самовольный уход с места службы, было привлечено к ответственности 2028 человек, а самострелов для уклонения от службы насчитывалось всего 33. Спустя год, в 2022-м, когда СВО уже началась, но украинские военные еще были хоть как-то воодушевлены, эти показатели выросли в несколько раз: дезертирств зафиксировано 3214, самовольных отлучек – 6183, самострелов – 117.

В 2023 году с этими показателями все совсем печально. За неполный год – девять месяцев – из ВСУ дезертировали 4 638 раз, 10 940 раз оставляли место службы самовольно и 161 раз причиняли себе увечья, чтобы уклониться от дальнейшей службы.

Вполне понятно, почему количество дезертирств увеличивается. Чем дольше идет конфликт, тем сложнее украинским властям убеждать армию и население, что они побеждают. А если говорить о солдатах ВСУ, которые видят реальную картину на фронте, отрезвление приходит еще раньше – сразу после того, как человек попадает в окоп.

Иностранные наемники неоднократно рассказывали о том, что происходит в рядах украинской армии: из-за некомпетентности некоторых командиров гибнет большое количество солдат, новобранцев, впервые взявших в руки автомат, отправляют на передовую, а из-за коррупции некоторые отряды остаются недоукомплектованными, несмотря на активную помощь Запада.

Несмотря на весьма суровое наказание за дезертирство, уклонистов меньше не становится. Многие откровенно признаются в том, что лучше отправятся в тюрьму, чем на фронт. И это убеждение распространяется, укрепляясь не слишком приятными для Киева статьями в иностранных СМИ.

Если в 2022 году в ЕС и США еще пытались создать образ сильной и непобедимой украинской армии, то сегодня многие уже открыто признают все недостатки ВСУ. Так, немецкое издание Welt указывает на недостаточное медицинское обеспечение, дедовщину, бюрократию, недостаточную подготовку и устаревшую военную культуру.

Более того, все чаще в западных СМИ пишут о провале контрнаступления, необходимости переговоров с Россией, которые так яро отвергал и отвергает президент Владимир Зеленский, и неизбежном поражении Киева. Все это разрушает легенды о никчемности ВС РФ и победах Украины, которые продолжают сочинять в Киеве. Учитывая это, даже удивительно, что процент дезертиров в армии Незалежной так мал.

В беседе с Baltnews политолог, директор украинского Центра политического Василий Стоякин заявил, что сама по себе проблема дезертирства даже украинскими СМИ несколько преувеличена.

"На фоне общей численности ВСУ такие "потери" вряд ли приведут к какой-то катастрофе для Киева. Осенью 2022-го вооруженные силы Украины насчитывали примерно 100 000 солдат и офицеров, сейчас эта цифра за счет активной мобилизации, наверняка, еще больше. Выпадение из них около 4 000 бойцов – не так уж и смертельно для ВСУ, хотя, надо признать, и хорошего для Киева мало. Это не та ситуация, при которой президент или Минобороны начнут жестко закручивать гайки, привлекать к решению дополнительные ресурсы или выносить проблему на общественное обсуждение", – объяснил эксперт.

Впрочем, Василий Стоякин отметил, что серьезно изменился характер пополнения ВСУ. Если до 2022 года это происходило на контрактной основе и за счет добровольцев, то после начала СВО России власти Украины стали мобилизовать население в массовом порядке.

"В начале 2022-го было достаточно много добровольцев, но довольно быстро этот "запал" иссяк. Теперь их вообще нет. С точки зрения здравого смысла, количество уклонистов в рядах ВСУ должно расти намного быстрее и в больших масштабах, чем говорят в украинских СМИ и что показывает официальная статистика. Но раз Зеленский не принял какие-то специальные для пресечения такой проблемы меры, то проблема пока что для Киева не настолько критическая и у него еще есть инструменты, чтобы ее решать", – добавил Стоякин.

Статистика не врет – просто не договаривает

То количество дезертиров, которое озвучили в украинском издании, на ход военных действий в глобальном плане не повлияет. Четыре тысячи сбежавших солдат – действительно ничто по сравнению с потерями, которые ВСУ несет в ходе военных действий. И даже из тюрем вряд ли будут освобождать массово дезертиров, чтобы пополнить ряды армии. За решеткой находятся как минимум несколько тысяч мужчин, пригодных к службе. Это количество позволило бы сформировать целую бригаду. Но Киев не торопится идти на это.

Стоит признать, что Украина еще не исчерпала свои мобилизационные резервы. Да, характер мобилизации сильно изменился за последние два года. Но в стране еще хватает дееспособных мужчин, способных держать в руках оружие. К тому же, по сравнению с тем количеством граждан, которые пытаются нелегально выехать из страны, несколько тысяч дезертиров – капля в море.

Только по официальным данным с февраля 2022 года по октябрь 2023-го свыше 22 тысяч мужчин были задержаны за попытку пересечь границу. Их прокуратура в дезертиры, почему-то, не записывает. А ведь если сложить этих мужчин (причем только тех, которые попались) с официально осужденными за дезертирство, получится почти четверть от численности украинской армии. Уже более неудобная статистика. А если добавить к этому еще и колоссальный рост как уклонистов, так и прямых дезертиров, то картина получается и вовсе печальной. 

"Официальной статистике Украины по дезертирству в рядах ВСУ верить крайне трудно. Слишком уж часто официальные лица в Киеве искажали данные и откровенно врали. Более того, с идеологической точки зрения для Киева крайне невыгодно публиковать реальные данные о том, сколько солдат покинуло поле боя в этом году без приказа командиров. Я думаю, что число тех, кого можно отнести к дезертирам, намного выше, чем говорят официальные представители в Минобороны Украины", – завил в комментарии для Baltnews политолог, председатель КРОО "Центр политического просвещения" Иван Мезюхо.

Он подчеркнул, что в Незалежной присутствует много коррупционных схем, при которых военным и чиновникам выгодно, чтобы солдаты уклонялись от службы, предлагая взамен взятки. Есть и другие схемы, где коррупционеры, по сути, получают жалование солдат, которые де-факто дезертировали. Это наблюдается и на средних, и на низших уровнях командования.

"Не забывайте и про случаи с заградительными отрядами в ВСУ. В сети есть множество роликов "работы" таких специальных отрядов, которые не позволяют бойцам ВСУ сложить оружие и сдаваться в плен. Особенно подобные случаи участились на южном театре боевых действий. Все это отпугивает население Украины от службы в ВСУ и заставляет многих покидать поле боя даже под страхом тюрьмы", – заметил Мезюхо.

"В Конгрессе США приняли решение разделить пакеты помощи для Израиля и Украины. В таких условиях любые негативные с военной точки зрения новости со стороны Киева – это повод снизить поставки оружия, припасов и банально денег для чиновников. Разумеется, власти Украины в таких условиях будут всячески замалчивать проблему дезертирства и прятать реальные цифры", – считает Иван Мезюхо.

По его мнению, Киев пытается решить проблему весьма топорным способом – привлекать к службе как можно больше людей, нарушая все допустимые права, хватая людей на остановках, в магазинах, фитнес-центрах.

Конечно, в восточноевропейской стране есть весомая часть населения, которая "заражена" антироссийской истерикой, есть те, у кого откровенно неонацисткие взгляды. Но проблема в том, все эти люди уже в окопах (или на кладбище). Именно поэтому даже в украинских СМИ и пишут о том, что волна добровольцев в ВСУ полностью иссякла.

"Как бы это печально ни звучало, но Киев решает проблему дезертирства не только жесткими методами пополнения рядов новыми бойцами, но и за счет зарплат. На Украине большие проблемы с трудоустройством, причем так было и год назад, да и до СВО люди не от хорошей жизни ехали работать на низкоквалифицированную работу в Европу. Служба в рядах ВСУ, при всей ее опасности и беспределе чиновников, все-таки кажется мужскому населению хоть каким-то решением поиска заработка. Другой вопрос, что многие со временем понимают, что оно того не стоило", – заключил политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме