Чего ждать от Британии после смены премьера и правящей партии

Премьер-министр Великобритании Риши Сунак отворачивается после выступления на Даунинг-стрит перед тем, как отправиться на встречу к королю Карлу III для подачи заявления об отставке, Лондон, 5 июля 2024
Kin Cheung

Илья Круглей

К власти в Великобритании пришла партия, которую не пускали к "рулю" почти 15 лет. Будут ли лейбористы действительно тратить больше на социалку, а военные расходы, Украина и противостояние с РФ отойдут на второй план?

Если посмотреть на последних премьер-министров Великобритании, начинает казаться, что на эту должность наложили проклятье. Ни один из политиков, занимавших такой пост последние пять лет, не смог удержаться на ней до конца срока.

У Риши Сунака тоже не вышло продержаться и двух лет. По итогам досрочных выборов, действующий премьер-министр и лидер партии консерваторов признал поражение и поздравил с победой главу лейбористов Кира Стармера.

Как отмечает BBC, после подсчета большинства бюллетеней оказалось, что лейбористы получили 409 парламентских мандатов. За ними идут тори – 120 мест. Третье место заняли либеральные демократы – 71 место.

Чем же лейбористы, которые не были у власти в Британии почти 15 лет, смогли так заинтересовать избирателей? Насколько привлекательная у них программа. И главное – что изменится во внешней и внутренней политике Великобритании?

Не "за" лейбористов, а "против" консерваторов

В Европе набирает тренд на поддержку правых и даже ультраправых партий, что подтвердили выборы в Европейский парламент. Однако Британия больше не часть ЕС, возможно, поэтому ее не затрагивают такие тенденции. На досрочных выборах в четверг, 5 июля, к власти впервые за полтора десятилетий пришли лейбористы. То есть левая партия обошла консерваторов. Почему же лейбористы одержали такую оглушительную победу?

Начать следует с того, что рейтинг одобрения Риши Сунака перед выборами не дотягивал даже до 23%. При этом уровень поддержки его соперника и по совместительству лидера лейбористов Кира Стармера был на отметке 44%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что консервативная партия заняла лишь второе место. Они этого и ожидали (в тайне надеясь, что не вылетят на третье).

В итоге Риши Сунак уйдет с поста премьер-министра, повторив судьбу двух своих предшественников – Бориса Джонсона и Лиз Трасс, которые ушли в отставку до окончания срока (Трасс, кстати, не продержалась и двух месяцев). Примечательно, что все эти политики представляли консерваторов.

Джонсон запомнился громким скандалом из-за пьянки в локдаун и лжи в парламенте, а Трасс вообще чуть не уничтожила пенсионную систему страны. Возможно, время власти консерваторов ушло бы намного раньше, но Риши Сунака выбрали не всенародным голосованием, а волей членов партии тори. Он, кстати, тоже не слишком расположил к себе население – передвигался в основном на вертолете, не смог разобраться как заправить машину бензином, а и в целом показывал максимальный отрыв от народа, присущий сверхбогатым людям.

При этом уровень жизни в стране планомерно снижается. Возможно, британцы смогли бы смириться с премьером-олигархом в более сытые времена, но не сегодня, когда:

  • здравоохранение трещит по швам – медперсонала не хватает, врачи постоянно бастуют, люди не могут получить лечение вовремя, даже онкобольные вынуждены ждать несколько лет;
  • цены растут – по итогам 2023 года инфляция составила 4%;
  • работы больше не становится – уровень безработицы в период с февраля по апрель вырос до 4,4% (самый большой показатель с сентября 2021 года).

Это лишь малая часть проблем, которые обрушились на Британию после знаменитого развода с ЕС. При этом в программе, которую представили лейбористы, обозначены очень привлекательные для населения меры:

  • решение жилищного кризиса;
  • реформа здравоохранения и правосудия;
  • сокращение количества мигрантов;
  • создание фонда национального благосостояния в размере £7,3 млрд ($9,3 млрд);
  • ввод налогов на частные школы;
  • упразднение Палаты лордов;
  • национализация железных дорог, почты, компаний водоснабжения.

Пожалуй, единственное, что омрачает этот список – сборы с энергетических компаний для финансирования перехода на "зеленую" энергетику. Однако нельзя сказать, что программа лейбористов какая-то особенная. Она выглядит скорее как стандартный популизм перед выборами. Но и граждане англичане голосовали не столько за лейбористов, сколько против консерваторов, при которых их уровень жизни в разы снизился.

"Есть технические премьер-министры, которые приходят к власти исключительно за счет внутриполитических споров внутри своей партии, по сути, меняя текущего лидера. В последние годы мы и видим эту череду технических премьеров, которая довела консерваторов до нынешнего состояния", – рассказал Baltnews политолог Андрей Максимов.

По мнению эксперта, важно будет учитывать и голосование в Шотландии с Северной Ирландией. Шотландия, кстати, и так балансирует на грани референдума об отсоединении и провозглашении независимости. Сейчас там сильно набрала популярность "Партия Альба", которая всего за четыре года вышла на один уровень с Шотландской национальной партией.

"Я напомню, что отсоединение Шотландии, чревато огромными потерями для бюджета Великобритании, ведь тогда она де-факто потеряет шельфовую добычу нефти и газа. Лондону останется только заниматься торговыми площадками ценных бумаг и неизвестно, будет ли она тогда вообще кому интересна. В целом, могут на этом фоне поднять головы и сторонники отсоединения от страны Уэльса.

"Победа лейбористов, безусловно, знаковая. Хотя надо понимать, что не всеобщая. Последний раз настолько громкая победа была у Бориса Джонсона, когда тот шел на выборы под лозунгом Brexit. Сейчас у победителя не было "привязки" к какой-то конкретной повестке, потому как население голосовало не столько "за" какого-то политика или определенную внутриполитическую программу. Голосовали исключительно ради того, чтобы наконец избавиться от консерваторов. Всем надоел рост инфляции и падение уровня жизни в стране", – добавил он.

Во внешней политике Лондона после выборов, считает эксперт, вряд ли что-то кардинально изменится. Отношение к России у Великобритании останется таким же. Оно могло бы несколько измениться, если бы "Партия реформ" получила больше голосов, но этого не произошло. Они попросту не смогли заранее определиться со спонсорами на выборах. Слишком быстро Сунак организовал их проведение.

"Ребрендинг" правительства без изменений в политике

Разумеется, жители Британии надеются на позитивные изменения после прихода к власти лейбористов. И если во внутренней политике их еще можно ожидать (но это не точно), то вот во внешней все останется так же, как и было. Лейбористы поддерживали консерваторов в украинском вопросе с самого начала СВО, а сам Кир Стармер неоднократно повторял, что здесь ничего не изменится.

Он также пообещал, что поддержит намерения уходящего руководства тратить на военную помощь Украине не менее 3 млрд фунтов ($3,83 млрд) в год. Как это совместить со всеми программами лейбористов, которые очевидно потребуют повышения расходов на социальные нужды?

А ведь еще нужно тратить не меньше 2% ВВП на оборону по требованиям НАТО (скоро может подняться до 3%). Как лейбористы собираются тратить больше и на социалку, и на военные нужды? Придется выбирать. Вот только вряд ли они сделают выбор в пользу своего народа.

В беседе с Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов отметил один важный факт – возвратившиеся к власти представители лейбористов являются в определенном смысле "зачищенными лейбористами". Те, кто был за адекватные отношения с Россией, за мирное урегулирование, за реальное проведение социальной политики внутри Британии – это были политики из окружения Джереми Корбина. Сегодня их влияние в партии сильно ослаблено.

"Нынешние "вожди" в партии будут проводить примерно ту же самую политику, что была и при Сунаке. Долгие годы лейбористов зачищали не просто так. Их сделали удобными для банкиров, включая тех, кто лоялен Ротшильдам и королевской семье Великобритании. Я допускаю возможность того, что на короткое время лейбористы действительно увеличат расходы на социалку в стране и даже уменьшат военные траты", – заметил Колташов.

"Но это лишь на определенный период. Что касается отношения к украинскому вопросу, то тут вообще каких-то изменений ждать не стоит. Поменяется только риторика, которая будет в стиле: "Маленькая демократия (подумаешь под лозунги Бандеры и неонацистов!) борется, давайте ей поможем". Якобы миролюбивость Лондона будет сочетаться с тезисом "наказать злобную Россию". В целом же изменений в социальной политике и внешнеполитическом курсе ждать не стоит", – добавил он.

Василий Колташев напомнил, что сторонников Джереми Корбина в Британии откровенно затравливали и клеймили агентами Кремля просто за то, что они предлагали развивать нормальные отношения с РФ, а не идти на острую конфронтацию.

"Были еще и разговоры о деприватизации в Соединенном Королевстве, увеличении роли государства в экономике. Увы, ничего этого нынешние победители на выборах не анонсируют. Смена правящей партии в стране сегодня – лишь смена вывески", – резюмировал эксперт.

В итоге напрашивается весьма нехороший для простого обывателя в Соединенном Королевстве вывод. Смена премьер-министра и правящей партии в Британии экономическое положение страны не улучшит, да и внутри- внешнеполитический курс не развернется. Если система (управление Великобританией) после каждого внесения корректировок вообще не меняется, то она либо не работает вообще, либо работает, но явно не на население.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на