Правление Асада в Сирии закончилось: что это значит для региона

Сирийские повстанцы празднуют победу, в то время как горит здание военного суда в Дамаске
© AP Photo / Hussein Malla

Любовь Безродная

Меньше двух недель понадобилось сирийской "оппозиции" на то, чтобы захватить крупнейшие города в стране и в итоге войти в Дамаск, вынудив президента отречься от власти и покинуть страну.

Утром 8 декабря стало известно, что спустя десятилетия гражданской войны в Сирии антиправительственные вооруженные формирования, которые финансировались разными внешними силами, вошли в Дамаск. Все произошло настолько быстро, что обыватели во всем мире мало что поняли.

Активизировались эти силы всего за несколько дней до основных событий и в кратчайшие сроки взяли под контроль несколько населенных пунктов в провинциях Идлиб и Алеппо.

Учитывая тот факт, что Сирия находилась в состоянии гражданской войны с 2011 года, а также успешно отражала атаки "оппозиции", сдача целой страны за несколько дней вызывает, как минимум, недоумение. Ведь президент Башар Асад даже не попытался бороться, а принял решение оставить пост и покинуть Сирию. Почему это произошло и к чему в итоге приведет?

Что произошло?

Партия "Баас" находилась у власти в Сирии в течение 61 года. Открытое противостояние с "оппозицией", применяющей оружие, захватывающей города, удерживающей заложников и убивающей мирное население, началось в марте 2011 года. Последовал затяжной конфликт, который удалось заморозить – не без помощи российских ВКС.

В конце 2024 года ситуация не просто обострилась, а приняла неожиданный оборот. Так называемая вооруженная оппозиция, в которую входит, в том числе, террористическая группировка "Хайят Тахрир аш-Шам" (прежнее название – "Джебхат ан-Нусра", запрещенная в России террористическая организация), начала наступление 27 ноября с поселков вблизи Алеппо. Дальше события развивались стремительно.

В конце ноября "оппозиция" захватила тяжелое оружие и военную технику, убила множество солдат правительственной армии, взяла пленных, захватила шесть деревень. На следующий день эти вооруженные формирования уже входили в центр Алеппо.

Уже 2 декабря они захватили не только Алеппо, но и Идлиб, а также продолжили наступление в провинции Хама. 3 декабря поддерживаемый США альянс во главе с сирийскими курдскими повстанцами захватил город Дейр-эз-Зор. К 4 декабря у вооруженной "оппозиции" под контролем находились десятки деревень. На следующий день вооруженные группы, противостоящие правительству Башара Асада, взяли под контроль центр города Хама.

Начиная с 6 декабря события начали развиваться еще стремительнее:

  • был нанесен авиаудар по мосту на автомагистрали Растан, который соединяет провинции Хомс и Хама;  
  • "оппозиция" захватила районы Растан и Телбиса в провинции Хомс, открыв путь в Дамаск;
  • армия Израиля нанесла авиаудары по пограничным переходам между Сирией и Ливаном;
  • правительственные войска потеряли контроль над городом Дейр эз-Зор, расположенным на границе с Ираком;
  • по центру Дамаска был совершен удар с помощью дронов-камикадзе.

Уже 7 декабря вооруженные формирования начали входить в пригороды столицы, окончательно установили контроль над Хомсом, открыв путь к Дамаску, а также над Сувейдой.

Финал правительства Асада наступил 8 декабря, когда "оппозиция" освободила заключенных и начала захватывать город. Вскоре эти вооруженные группы, установившие контроль над сирийской столицей, опубликовали видеоролик, в котором сообщалось, что "режим" Асада рухнул.

Почему так просто сдали Дамаск?

Вооруженным формированиям понадобилось всего 12 дней, чтобы захватить Сирию. При этом даже в западных СМИ признают, что боевики практически не сталкивались с сопротивлением со стороны армии.

Создается впечатление, будто по численности и уровню оснащения "мирная оппозиция" Сирии – это как минимум армия США. Новый акт противостояния начался 27 ноября, а уже 29-го боевики захватили Алеппо, второй по значимости город, 28 – Идлиб, к 5 декабря установили контроль над Хамой, а еще через два дня полностью заняли столицу.

Такой темп слишком стремителен для несогласованной атаки "оппозиции", которая решила бороться с якобы диктатором. И стоит признать, они своего добились – Асад покинул страну.

Впрочем, в самой Сирии судьба уже бывшего лидера мало кого волнует – есть куда более насущные вопросы, в частности, о формировании нового режима.

Премьер-министр Мухаммед Гази аль-Джалали заявил, что действующие власти готовы передать свои функции переходному правительству. Остается вопрос – почему Башар Асад, который удерживал власть в стране 24 года после того, как пост президента передал ему отец, вдруг оставил Сирию без борьбы?

Как отметил в беседе с Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства" Юрий Самонкин, скорее всего, тот сценарий, который мы наблюдали последние две недели, был заранее известен. По крайней мере, российская разведка предупреждала о готовящихся беспорядках. При этом все происходящее в Сирии больше напоминает внешнее вмешательство. Сирия находится под внешним контролем еще с середины прошлого десятилетия.

"Есть страны, которые заботились о безопасности Сирии, есть государства Запада, которые явно благоволили оппозиции, есть еще и Турция, которая боролась с курдами и заигрывала с антиправительственными войсками в соседней стране.

И тот факт, что сейчас пришли к власти силы, которые состоят из вчерашних боевиков прозападных и протурецких сил, говорит о том, что Башар Асад сильно вымотался за эти годы. Чем дальше, тем сложнее было влиять на ситуацию. Возможно, поэтому он и принял решение передать власть более мирным путем", – отметил политолог.

Что будет дальше?

Анонсировано создание гражданского переходного правительства. Как сообщило РИА Новости со ссылкой на представителя оппозиции, члены пришедших к власти в Сирии группировок обсуждают передачу власти и предотвращение анархии. Однако полностью исключать возможность зачисток пока нельзя. 

Захватившие власть силы пока используют осторожную риторику и на международной арене.

"Уже сегодня во многих источниках появляется информация о том, что оппозиция готова не только менять символику САР, но и менять подход к структуре управления. При этом они говорили о сохранении двусторонних дипломатически-экономических отношений с Россией.

Да, военная база РФ в этой стране приведена в режим боевой готовности, но провокаций пока не было. Тем более что оппозиция, пришедшая к власти, признают Россию как важного геополитического игрока и понимают, что ее интересы тоже стоит учитывать", – рассказал Самонкин.

Собеседник Baltnews считает, что в итоге Москве так или иначе придется признать новое правительство Сирии. То, что произошло в этой стране – это следствие той ближневосточной кампании Израиля "разделяй и властвуй", из-за которой пострадала и Ливия, и Иран, и Сирия.

"Тревожит то, что Сирия сейчас находится на пути потери суверенитета. Мы видим активные действия Израиля, мы видим, что американцы возобновили боевые действия в отношении несистемной оппозиции, которая пришла к власти. А учитывая тот факт, что если будут как-то задеты интересы компаний США, то "мирная оппозиция" может превратиться в радикальных международных террористов", – резюмировал эксперт.

Однако если повстанцы смогут договориться со всеми заинтересованными сторонами, это даст шанс на то, что Сирия избежит судьбы Югославии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме