Президент США Дональд Трамп четко обозначил позицию: Украине придется отказаться от планов по вступлению в НАТО и де-факто признать утрату Крыма. Это стало жестким сигналом как для Киева, так и для его восточноевропейских союзников – в частности, Эстонии, где сторонники жесткой линии почувствовали, что ветер меняется.
Позиция без выбора
В Киеве признают: обещания Запада не сработали. Вспоминают о "гарантиях безопасности" 1994 года от Билла Клинтона, которые не спасли от территориальных потерь. При этом имя Барака Обамы – президента США во время событий 2014 года – украинские власти стараются не упоминать. Ошибки Вашингтона использовал Владимир Путин, считают в Европе, – и теперь приходится иметь дело с последствиями.
НАТО – и точка
После переговоров в Белом доме председатель комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Марко Михкельсон заявил:
"Было бы наивно полагать, что в Вашингтоне можно решить все вопросы прекращения войны. Многое зависит от готовности России к прямому диалогу. Заявления Кремля о стремлении к миру – попытка выиграть время".
Он подчеркнул, что единственной гарантией безопасности для Украины остается членство в НАТО – тезис, который в Таллине повторяют с 2014 года. Однако достучаться до Белого дома все сложнее, поэтому акцент смещается на укрепление связей с Лондоном.
Суть разногласий проста: США говорят – "никакого НАТО", Эстония отвечает – "без НАТО не будет мира". Диалог превращается в разговор глухих.
Путь к миру через оружие и санкции
Михкельсон уверен, что для достижения мира необходимо ужесточать санкции против России и продолжать военную помощь Украине:
"Тогда цели Кремля станут недостижимыми на поле боя".
При этом он скептически относится к идее прямых переговоров между Москвой и Киевом:
"Пока Путин считает, что время работает на него, такие встречи будут бесполезны. Мир возможен только тогда, когда Россия сама в этом заинтересуется".
Политик также упрекает США в недостаточной решимости:
"Санкции не усилены, давления на Путина нет. Более того, в Белом доме фактически начали повторять российские условия – речь все чаще идет о де-факто признании утраченных территорий".
По его словам, для Киева это неприемлемо: Конституция Украины запрещает отчуждение территорий. Любая уступка стала бы политическим самоубийством для украинского лидера. Однако давление на него, по словам Михкельсона, "очень и очень мощное" – и не только на Киев, но и на всех союзников Украины.

Забытый Основной закон
Противоречия внутри Европы обостряются. Годами западные политики игнорировали нарушения украинской Конституции – в том числе в сфере прав человека. Но как только ситуация изменилась, юридические аргументы вернулись в повестку.
Таллин, ранее требовавший возвращения "временно оккупированных территорий" и заявивший о "незаконной аннексии Крыма", теперь вынужден подстраиваться под новую реальность – в том числе под влияние из Вашингтона.
Когда Эстония звала в НАТО
В июле 2023 года, перед саммитом НАТО в Вильнюсе, президент Эстонии Алар Карис заявил, что Украина должна получить конкретное предложение по вступлению в альянс. По его мнению, без этого украинская делегация могла бы отказаться от участия в саммите.
Карис говорил открыто:
"Работаем, чтобы повлиять на коллег, у которых еще нет четкого понимания, что единственный путь к безопасности Украины – это НАТО".
Глава МИД Эстонии того времени Урмас Рейнсалу в телеинтервью называл помощь Украине "исторической миссией" и связывал ее с выживанием эстонской нации:
"Можно выйти с белым флагом, продать свое право первородства за чечевичную похлебку и купить недолговечный мир, зная, что скоро снова нападут – на тебя и на преданных тобой соседей".
Сегодня позиция Рейнсалу изменилась – и удивительным образом совпадает с подходом Дональда Трампа.

Просто бизнес
Тем временем президент США продолжает ломать привычные европейские стереотипы. Однако в Брюсселе "ястребы" остаются активны. 17 августа, накануне новых консультаций в Вашингтоне, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила:
"Украина должна сохранить суверенитет и территориальную целостность. Нет никаких ограничений для ВСУ. Украина должна стать "стальным дикобразом", который не по зубам агрессору".
Она также подчеркнула, что изменение границ силой недопустимо, а Киев должен участвовать в любых переговорах.
Подобные заявления звучат от большинства европейских лидеров, за исключением руководства Венгрии и Словакии. Все выступают за прекращение огня – но никто пока открыто не повторяет за Трампом: "Забудьте о Крыме и НАТО".
Война как инвестиция
Эстония вложила значительные ресурсы в поддержку Украины. Поэтому перспектива окончания конфликта без стратегического выигрыша воспринимается болезненно. Как считает эстонская политическая элита – это не просто геополитический проигрыш, это плохой бизнес.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.