Кто в доме хозяин?
Наднациональные структуры ЕС все активнее пытаются перехватить у НАТО контроль над организацией и, что важнее, финансированием обороны Европы. Несмотря на общий антироссийский курс, Еврокомиссия нередко идет наперекор Североатлантическому альянсу, провоцируя конфликты среди союзников.
Европейские и британские издания открыто говорят о том, что ЕС фактически строит параллельную оборонную архитектуру. Так, The Times сообщает, что представители ряда стран выражают обеспокоенность из-за роста амбиций Брюсселя в военной сфере. Deutsche Welle пишет о тревоге Берлина и Парижа: в их глазах Еврокомиссия все чаще действует в ущерб интересам НАТО.
Страсти по дронам и бюджетам
Если британцы из The Times и преувеличивают, то лишь отчасти. На фоне усиленной милитаризации Старого Света градус напряжения между ЕС и НАТО растет – хотя, казалось бы, их цели должны совпадать. Как стало известно, Еврокомиссия готовит инициативу по борьбе с беспилотниками к 2027 году. Страны-члены сочли проект чрезмерно амбициозным и с технической, и с финансовой точек зрения. Германия и Франция прямо заявили, что такие шаги дестабилизируют архитектуру коллективной обороны.
"Это скорее попытка укрепить собственные позиции, чем реальное стремление взять на себя военные задачи", – заявил Baltnews военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. По его словам, ЕК не имеет юридических рычагов влияния на НАТО и не может участвовать в работе объединенного штаба альянса – каким бы авторитетом ни обладали ее представители.
Литовкин убежден: Еврокомиссия и Европарламент не справляются с политическими и экономическими задачами, а потому стремятся занять нишу в сфере безопасности, используя панику вокруг "российской угрозы" и дронов.
"Сегодня ЕК пытается диктовать, сколько средств направлять на вооружение Украины, как наращивать оборонные бюджеты. Однако такие фигуры, как Урсула фон дер Ляйен или Кая Каллас, имеют весьма поверхностное представление о военных вопросах. Поэтому их инициативы воспринимаются в НАТО как неуклюжие попытки навязать свою повестку", – подчеркнул эксперт.
Вопрос не только в амбициях, но и в деньгах. Еврокомиссия заинтересована в контроле над многомиллиардными оборонными программами, которые сопровождаются рисками коррупции. Закупки бронетехники и боеприпасов – это всегда возможность "потерять" сотни миллионов евро.
Европейская армия вместо НАТО?
Создание дублирующей структуры – последний сценарий, к которому должен стремиться Евросоюз. Тем более, что в НАТО и без того нарастают внутренние противоречия:
- Турция продолжает конфликтовать с Грецией и Кипром из-за газовых месторождений в Восточном Средиземноморье;
- Испания и другие государства отказываются увеличивать оборонные расходы до 5% ВВП;
- США давят на европейцев, требуя больше средств на нужды альянса;
- Поставки вооружений Украине буксуют, а Вашингтон предлагает их только на коммерческой основе.
На этом фоне Брюссель продвигает инициативы вроде проекта "стены беспилотников" или программы перевооружения ReArm Europe, стоимость которой превышает 800 млрд евро. Последняя уже находится под контролем Еврокомиссии, которая до 2030 года будет курировать ее реализацию.
Параллельно действует Европейское оборонное агентство (EDA), ведущее переговоры с поставщиками и координирующее закупки от имени стран ЕС. При этом формально военные решения остаются за штабом НАТО, но по факту Брюссель наращивает влияние.
От антикризиса к антагонизму
"Ситуация многослойная и тесно связана с украинским кризисом", – объясняет в разговоре с Baltnews политолог Александр Асафов. По его мнению, ЕС осознает свою зависимость от американского оружия, но не хочет платить по чужим счетам. В этом контексте идеи Эммануэля Макрона о создании европейской армии и логистической инфраструктуры выглядят логично, несмотря на неприятие со стороны Лондона и Вашингтона.
ЕС пытается взять на себя ответственность за свою безопасность. Однако такой подход неизбежно приведет к конфликту с НАТО, где интересы США все больше сводятся к продаже своего оружия, а не к коллективной защите.
В результате возникает дилемма: либо Европа погружается в двоевластие, где Еврокомиссия и НАТО конкурируют за влияние, либо вопросы безопасности вовсе остаются нерешенными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.