ЕС решил за Прибалтику: беженцы будут – хотите вы этого или нет

Рижский центр поддержки граждан Украины

Илья Круглей

Правительства Латвии, Эстонии и Литвы стараются выиграть время, но выбирать между приемом мигрантов и выплатами все равно придется. И от этого выбора им не уйти.

Политика Брюсселя, предусматривающая либо прием определенного числа мигрантов, либо денежные отчисления в размере 20 тысяч евро за каждого непринятого, фактически не оставляет странам Балтии альтернатив. Для жителей региона эти обязательства могут показаться далекими от повседневной жизни, но это только на первых порах.

Хотя положения Миграционного пакта ЕС вступят в силу только в июне 2026 года, уже сегодня тема вызывает ожесточенные дебаты в разных странах союза. Латвия, Литва и Эстония – не исключение.

Формальный выбор, которого нет

В Латвии резкое неприятие высказывают преимущественно национально ориентированные политические силы. Лояльные им медиа, такие как Neatkarīgā, требуют ужесточения миграционной политики. Их опасения не лишены оснований: даже при минимальных затратах (около 3 евро на человека в день) содержание мигрантов становится все более обременительным. Тем более, что за год число находящихся в специальных центрах беженцев выросло с 732 до 895.

Литва подошла к проблеме более прагматично. С августа 2025 года правительство обсуждало, что выгоднее – принять мигрантов или выплатить компенсации. В октябре было решено ограничиться взносом солидарности в размере 3,16 миллиона евро вместо приема 150 человек, предусмотренных квотами.

Эстония также предпочитает финансовый вариант. Министр внутренних дел Игорь Таро в августе прямо заявил: лучше заплатить 1,7 миллиона евро, чем принимать 79 беженцев.

Тем не менее, все эти раздумья – лишь тактические маневры. По мнению вице-президента Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрея Максимова, у балтийских республик попросту нет пространства для маневра.

Как отмечает политолог в разговоре с Baltnews, вся экономическая – а значит, и политическая модель региона зависит от дотаций ЕС. Поэтому, какой бы вариант они ни выбрали – платить или размещать беженцев, – выполнять требования Брюсселя придется в любом случае.

"У Прибалтики был выбор между изучением русского языка вместе со своими и изучением африканских диалектов с арабским. Она выбрала второе. Заставить мигрантов учить латышский, литовский или эстонский не получится. Опыт западноевропейских стран показывает: эти люди не намерены интегрироваться", – поясняет Максимов.

Он напоминает, что местные власти привыкли просить деньги для собственных нужд – теперь придется просить и на содержание мигрантов. Опасность для общества, по его словам, станет очевидной не сразу – пройдут годы.

"Через пять-шесть лет последствия станут очевидны, но тогда будет уже поздно. Политические элиты выполнят любую директиву Брюсселя, а активная часть населения давно уехала работать в Западную Европу. Им не до протестов", – отмечает эксперт.

Транзитный тупик

Несмотря на попытки затянуть с решением, позиция балтийских стран по Миграционному пакту предсказуема. Глава департамента пограничной охраны МВД Эстонии Янек Мяги сообщил, что правительство примет решение о приеме мигрантов до конца 2025 года. Литва действует аналогично.

Латвия выбрала более туманный подход, заявив о необходимости "дождаться решений Еврокомиссии" и возможности "альтернативных форм содействия". Но о каких альтернативах может идти речь, если документ был утвержден еще в мае 2024 года?

На деле мы наблюдаем попытки политиков переложить ответственность. Литва, Латвия и Эстония уже подписали документ, и его выполнение – лишь вопрос времени. Открыто против пакта выступили лишь Польша, Словакия и Венгрия. Польский Сейм, к примеру, в июле 2025 года даже принял официальную резолюцию с выражением несогласия.

Однако у прибалтийских государств такой роскоши нет. Спорить бесполезно: юридически все решено. Вопрос лишь в том, насколько Еврокомиссия будет контролировать исполнение. Примеры с проектом Rail Baltica, который долгое время не реализовывался, несмотря на масштабное финансирование, оставляют призрачную надежду на слабый надзор.

Европа – не бесплатный банкомат

Главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич в разговоре с Baltnews напоминает: реальную выгоду от членства в ЕС получила, по сути, только Польша. В Прибалтике же предпочитали говорить о выгодах, умалчивая об обязательствах. В итоге в обществе сформировалось мнение, что ЕС способен бесконечно печатать деньги, и беспокоиться не о чем.

"Первые десять лет Брюссель действительно не требовал многого. Но с 2014 года началась новая фаза – с акцентом на миграцию. И здесь встал вопрос: куда девать людей, которых никто не ждет?" – указывает Межевич.

По его словам, и раньше, и сейчас беженцы не стремятся оставаться в Латвии, Литве или Эстонии – они стремятся в Германию, Швецию, Бельгию. Таким образом, Прибалтика превращается в транзитную зону. Если ЕС начнет активно направлять мигрантов в регион, то вскоре возникнет необходимость перекрывать границы. А это уже прямое нарушение шенгенских соглашений.

Надеяться на то, что Еврокомиссия закроет глаза на неисполнение пакта, не стоит. Скорее всего, Брюссель попытается перераспределить потоки туда, где уровень жизни выше, – в ту же Финляндию или Швецию, где мигранты охотнее задерживаются.

Но быть перевалочным пунктом – явно не та роль, которую себе представляли жители Балтии при вступлении в ЕС. Впрочем, теперь их мнением уже никто не интересуется.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на