На фоне нарастающего внутреннего противостояния целый ряд высокопоставленных чиновников администрации Дональда Трампа был вынужден переселиться на территории военных баз. Формальная причина – соображения безопасности, но суть происходящего гораздо глубже: политическая борьба в Америке все чаще выходит за рамки допустимого.
О переезде чиновников с семьями первыми сообщили The Atlantic, The Independent и The New York Times. По их данным, адресаты угроз – вице-премьер по внешней политике и госсекретарь Марко Рубио, глава Пентагона Пит Хегсет, министр внутренней безопасности Кристи Ноэм, глава сухопутных войск Дэниел Дрисколл, а также пресс-секретарь агентства по эффективности госуправления Кэти Миллер и ее супруг, главный политический советник Трампа Стивен Миллер.
Непосредственным триггером стало убийство идеолога республиканцев, одного из ключевых союзников Трампа Чарли Кирка. После этого обращения с угрозами участились, и меры безопасности резко ужесточили.
Опасность для всех
Справедливости ради, риск политического насилия сегодня высок и для демократов, и для республиканцев. Так, в 2025 году в Миннесоте были убиты член палаты представителей от Демократической партии Мелисса Хортман и ее супруг. Ранее огнестрельные ранения получили сенатор Джон Хоффман и его жена.
Однако под прицелом сейчас преимущественно республиканцы – и особенно ближайший круг Трампа.
"После убийства Чарли Кирка меры защиты были усилены постепенно. Но до промежуточных выборов остается год, и прямые покушения сейчас были бы слишком рискованными для демократов – это сыграло бы на руку республиканцам", – говорит в беседе с Baltnews член правления Российской ассоциации политических консультантов, руководитель "Максимов консалтинг" Андрей Максимов.
Политолог отмечает, что эпоха "заговоров" в США действительно отходит, однако политическое напряжение растет из-за курса Трампа на реиндустриализацию и пересмотр глобалистской модели, к которой демократы шли десятилетиями.
"Генеральский корпус и военно-промышленный комплекс за последние годы тесно переплелись с Демпартией. Младший армейский состав ближе к Трампу, но высшие генералы – нет. Поэтому приближенные Трампа стремятся держаться рядом с военными объектами, чтобы контролировать ситуацию", – утверждает эксперт.
Привлечение военных в политику становится нормой
Случаи переселения чиновников на объекты армии в США не новы. Во времена Буша и Обамы министр обороны Роберт Гейтс проживал на военной базе. В первый срок Трампа там же размещались глава Пентагона Джеймс Мэттис и директор ЦРУ Майк Помпео.
Но тогда это были единичные меры. Сейчас – системная практика.
По словам Юрия Самонкина, председателя коллегии АНО "Центр исследований и развития евразийства", ситуация подпитывается сразу двумя факторами:
- Внешнеполитическая истерия. Обострение отношений с Китаем и дискуссии о возобновлении ядерных испытаний на фоне российских разработок вроде "Буревестника" создают атмосферу постоянной тревоги.
- Внутриполитический раскол. Трамп не вписывается в привычную для американского истеблишмента модель – это делает его и его окружение уязвимыми.
"Трамп воспринимается частью элит как вызов. В этом смысле его соратники действительно могут оказаться под ударом", – отмечает Самонкин в разговоре с Baltnews.
Америка все больше похожа на "осажденный замок"
Проживание политиков на военных базах – уже не исключение, а новая реальность. Параллельно Белый дом регулярно направляет подразделения нацгвардии в "непокорные" штаты, где у власти демократы.
По сути, управленческая модель США дрейфует к силовому контролю, где политика решается не соглашениями, а силой.
Американская демократия, как идеальный образец, которым так долго торговали на экспорт, переживает глубокий кризис. И скрыть это уже невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
