Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу от имени своей страны выразил готовность "защищать каждый дюйм территории НАТО". Главы внешнеполитических ведомств стран Балтии поспешили разразиться гневными обвинениями в адрес России из-за трагического инцидента с украинской, как довольно быстро выяснилось, ракетой ПВО, упавшей на территории Польши.
Латвийский министр обороны Артис Пабрикс, конечно, превзошел своего эстонского коллегу в соревновании "сначала говорю, потом думаю", совершив сразу несколько непростительных для "дипломата" ошибок, но и высказывания Таллина вызывают ряд тревожных вопросов. И основной мог бы прозвучать так: "Эстония будет защищать только дюймы территории военного блока или, скажем, метры тоже?"
Ответ на этот вопрос позволит союзным странам с метрической системой измерений понять, стоит ли им "в случае чего" рассчитывать на помощь эстонцев или же эстонские военнослужащие имеют четкий приказ ложиться костьми только за землю США и Великобритании, где слово "дюйм" имеет то самое значение, в котором его использовали в Таллине. Наверное, от волнения или даже страха – надо признать, что инцидент с украинской ракетой, взорвавшейся на земле Польши, порядком всех напугал.
И все же надо признать, что, как уже сказано выше, Рига переплюнула Таллин. Поспешно "твитнутое" заявление министерства, в котором по какому-то драматическому для страны стечению обстоятельств главное кресло занимает представитель националистической партии "Отечество" Урмас Рейнсалу, известный рядом странных заявлений по разным поводам, на этот раз уступило по накалу страстей аналогичному заявлению коллеги в соседней стране.
Там в последнее время и в целом происходят в среде помешанных на почве русофобии политиков и чиновников какие-то совершенно дикие вещи. Возможно, даже более дикие, чем намерение эстонского правительства посбивать с городских зданий "неправильную символику".
И вот вам еще "твит" министра Пабрикса: "Преступный российский режим выпустил ракеты, которые нацелены не только на гражданское население Украины, но и упали на территории НАТО в Польше. Латвия полностью поддерживает польских друзей и осуждает это преступление".
Пабриксу, конечно, следовало бы поспрашивать знающих людей или хотя бы дождаться первоначальных выводов самих поляков, прежде чем заявлять о факте "преступления", то есть падения ракет на землю Польши. Или просто посидеть и подумать. Ну а раз слово "преступление" произнесено, то исходить теперь надо из того, что есть, конечно, и злодей, который его совершил, до потери рассудка возмутив латвийского министра.
Ныне, когда выяснилось, что ракета (или ракеты) все же украинская, в преступники придется определять уже не президента России Владимира Путина, а кого-то другого, а именно того, кто за это ответственен, хотя и отрицает украинское происхождение орудия преступления.
Так что придется министру Пабриксу как-то выкручиваться, заявлять, например, что его неправильно поняли, что убийство двух поляков – это как бы и не преступление вовсе, а трагическая случайность, ошибка, технический сбой. И во всем этом в конечном счете все равно виноваты русские. Ну а мертвых поляков надо просто похоронить без лишнего шума, и все тут.
Киев успел отучить европейских политиков от доверчивости
Хорошо бы никто так некстати не вспомнил о другом инциденте с киевскими "подарками" – о падении боевого украинского дрона в Хорватии в марте этого года. О том инциденте, обошедшемся, к счастью, без жертв, все в Европе старательно не вспоминают. Но ведь было же, было. Оснащенный взрывным устройством военный беспилотник еще советского производства пролетел над тремя странами НАТО и врезался в городской район хорватской столицы, упав и взорвавшись в поле возле студенческого общежития. Надо думать, претензии Киеву так никто и не предъявил, компенсации за побитые автомобили не потребовал.
Более опытные и разумные политики, конечно, сто очков форы дают неопытным и несдержанным на язык. Да и советники у них для таких случаев имеются достаточно надежные. А потому заявлений, подобных тому, что выложили в сеть министерства иностранных дел Латвии и Эстонии, относительно немного. Кроме того, эти опытные политики уже научены горьким опытом чрезмерной доверчивости к звучащим из Киева сообщениям, разоблачениям и обвинениям.
Массовые изнасилования, совершенные русскими солдатами-извергами, на поверку оказываются не массовыми, не изуверскими и вроде как даже не изнасилованиями, а плодом извращенной фантазии киевских чиновников. А массовые убийства мирных жителей – убийствами, но только совершенными не "российскими военными преступниками", а перепуганными украинскими артиллеристами.
Даже польское правительство оказалось поосторожнее с выводами, чем прибалтийские. Хотя министерство иностранных дел Польши успело за каким-то чертом вызвать российского посла для разъяснений.
Но все же самый адекватный комментарий к случившемуся дал капитан польской пожарной охраны Марцин Лебедович:
"Мы получили сообщение о взрыве. По прибытии мы подтверждаем, что нечто подобное произошло. Два человека погибли на месте. В данный момент мы охраняем место происшествия".
Прибыли, подтверждаем, охраняем место происшествия. Никаких тебе "что же натворили эти русские изверги!" или "встанем все как один на защиту отчизны!". Человек четко выполняет свою работу и не торопится с выводами. Остальное он оставил для экспертов. И правильно сделал. Вот бы прибалтийским политикам взять несколько уроков сдержанности и профессионального отношения к своей работе у капитана Лебедовича.
Эксперты, оценив выложенные в сети фото обломков ракеты, прикинув тактико-технические данные и измерив расстояния, практически сразу же назвали ее тип и возможные причины падения, что, правда, не помешало их диванным и самозванным коллегам, в том числе и в странах Балтии, продолжить выдвигать версии, одну глупее другой и говорить о ракете "российского производства" вместо "еще советского" ради создания ложного представления неискушенной публики о произошедшем.
Порядком напугавший всех трагический инцидент в Польше лишний раз напомнил о том, что все мы в сложившейся ситуации балансируем на краю. И, прежде всего, жители стран Балтии, которые в случае полномасштабного конфликта станут первой неизбежной жертвой ядерного апокалипсиса.
По идее, эта трагедия должна была бы напомнить еще и том, что политики (и особенно прибалтийские) должны тщательнее думать над тем, что следует произносить, а что лучше придержать при себе. Проще говоря, чтобы им, этим политикам, было понятнее – надо сначала собрать доступную информацию, посоветоваться с экспертами, подобрать формулировки, а уж потом, если действительно надо, что-либо изрекать. Так всем спокойнее, да и этот самый политик уже не будет выглядеть таким безответственным человеком.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.