Промах – повод – атака: кому выгоден ракетный удар по Польше

Девушка читает fake news

Алан Торм

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

О том, как западные политики и СМИ подхватили новость о попадании ракет на территорию Польши, но не смогли доказать вину России.

Информационная война – это особое военное искусство, о котором уже немало написано и рассказано. Однако знание этого пока не спасает от информационного поражения и массового отлова на новостные "крючки" обывателей, превращая их в ненавистников, паникеров, ура-патриотов, пораженцев и прочих вольных и невольных активистов сторон конфликта.

Так, очередная волна человеческих эмоций, а также громких заявлений и стремительных действий поднялась за считанные часы, потому что в польское село Пшеводув Люблинского района в 15:40 15 ноября прилетела какая-то ракета, разворотила трактор и повлекла гибель двух мирных поляков.

"Спешка хороша при ловле блох"

Так утверждает народная мудрость, и вполне справедливо, следует признать. Спешка – это вообще штука малополезная: она, возможно, иногда выручает тех, кто пытается скрыть свои темные делишки, но крайне редко оказывается абсолютно успешной, поскольку по своей сути не оставляет шанса совершать обдуманные действия.

Спешка же на информационном поле вообще служит, порой, неплохим индикатором того, что за новость предлагают СМИ, кто может стоять за этой информацией и с какой целью. Итак, в Пшеводув прилетела ракета, а точнее – две ракеты, как выяснилось в процессе тиражирования новости.

Откуда ноги растут

Попробуем разобраться с тем, что предложило нам информационное пространство в связи с этим трагическим случаем. Для начало разберемся с формой новости:

  • это срочная новость по горячим следам для поддержания рейтинга (в таком случае, как правило, никакие выводы не публикуются и громогласные заявления не делаются во избежание последующей ответственности);
  • это срочная и запланированная новость, сопровождающая подготовленную информационную операцию, согласованную, что называется, на всех уровнях (тогда не нужно бояться ответственности за транслируемые выводы и заявления);
  • это срочная новость, сфабрикованная по случайно подвернувшемуся поводу с претензией на информационную операцию, транслируемая в рамках политического тренда стороны конфликта (ответственности также не наступает, поскольку политкорректность в данном случае куда важнее чем объективность и истина).

Мониторинг средств массовой информации и социальных сетей позволяет обнаружить, что, практически, с самых первых публикаций вбрасывалось весьма смелое предположение о принадлежности ракеты – "российская". Оно в считанные часы перешло в утверждение. Поскольку же данное утверждение ничем не было доказано, поскольку значимые политические фигуры еще не успели выступить с какими-либо заявлениями, можно констатировать, что новость многими источниками публиковалась не только с целью поддержания рейтинга того или иного СМИ.

При этом нельзя полагать, что мы имеем дело с очередной спланированной информационной операцией.

Во-первых, России подобная инфооперация явно не выгодна – глупо, смешно и рискованно вступать в подобный конфликт с Польшей, да еще покушаясь на ее мирных жителей. Более того, никаких бонусов России подобный шаг не несет, а вот проблемы гарантирует.

Во-вторых, подобные операции в условиях конфликта России и киевского режима активно проводит именно украинская сторона. Однако киевский режим также не мог спланировать операцию, в которой жертвами должны были стать мирные поляки. По крайней мере, хочется думать, что до таких крайностей украинские националисты еще не дошли. А если и дошли, вряд ли Варшава согласилась бы на это.

Следовательно, остается один вариант (он же наиболее вероятный) – мы имеем дело со сфабрикованной новостью на основе представившегося повода. Данный вывод подтверждается также тем, как спешно преимущественно на украинских и польских информационных ресурсах была подхвачена идея о том, что именно российская ракета прилетела в Польшу.

Следом подобными же утверждениями разразились остальные западные СМИ – американские и евросоюзные. Причем в лидерах в данном вопросе явно оказались, помимо Польши, страны Балтии.

Промах украинских националистов

Посмотрим на карту и обнаружим: село Пшеводув Люблинского района расположено у самой границы с Украиной – почти на стыке между Львовской и Волынской областями. От Пшеводува до ближайшей точки на границе с Белоруссией – около 125 км по прямой линии; до ближайшей точки на границе с Россией – чуть более 600 км по прямой; до расположений группировки российских войск в зоне спецоперации на Украине в районе Херсона – около 800 км по прямой.

В связи с этим возникает справедливый вопрос: о какой российской ракете, упавшей в Польше, так уверенно говорят сторонники киевского режима? Ответ есть: из украинских, польских, западных СМИ и распространяемых фотографий обломков злосчастной ракеты уже под вечер 15 ноября стало известно, что в Польшу залетела управляемая ракета для ЗРК С-300.

Не надо быть экспертом по вооружениям, чтобы найти информацию о данном зенитно-ракетном комплексе (достаточно устаревшем, кстати) и узнать, что границы зоны поражения по техническим характеристикам держатся в районе 75-150 км для аэродинамических целей, для баллистических же – в лучшем случае 40 км, а для ближних, то есть наземных, если позволяет ракета, – до 10 км максимум.

Вывод: отправить ракету в Польшу ни российская, ни даже белорусская стороны не могли в принципе – ни технически, ни по логике политической ситуации. А вот украинская сторона – с учетом и технической, и политической сторон вопроса – могла. Вопрос в том, как она это сделала.

В течение 15 ноября Украина подверглась массированной ракетной обработке. Из украинских СМИ известно, что ракетные удары пришлись по объектам критической инфраструктуры Киева, Житомира, Ровно, Харькова, Львова, Кривого Рога, Волынской и Кировоградской областей.

Прилетало также по Черкасской, Днепропетровской, Одесской, Сумской, Тернопольской и Хмельницкой областям, а еще по Виннице, Ивано-Франковску.

При этом об активном использовании украинской стороной своей ПВО, в числе средств которых на вооружении стоят и С-300, также сообщалось. Так может верно предположение некоторых экспертов о том, что сами украинские националисты и пустили ракеты на территорию Польши – по ошибке?

В частности, Пол Адамс, дипломатический корреспондент Би-би-си отметил, что "бить по польским фермам не в интересах России, поэтому ситуация похожа на последствия каких-либо неполадок", что "нельзя исключить, что одна из ракет украинской ПВО сбилась с курса".

Всегда есть тот, кому выгодно

Несмотря на активность проукраинских средств массовой информации в деле тиражирования новости о "российской ракете в Польше", некоторые американские специалисты отказались так уж сходу соглашаться с утверждением, что именно Россия покусилась на жизнь мирных поляков (уж больно бредовым выглядит такое заявление) и успели, вероятно, убедить президента Джо Байдена не включаться в скороспелую украинско-польскую информационную авантюру.

В итоге Байден назвал "маловероятным" то, что ракета, которая привела к взрывам и гибели людей в Польше, была выпущена из России. Но, пообщавшись с польским коллегой Анджеем Дудой, президент США, как и положено союзнику, традиционно предложил поддержку "в расследовании взрывов у границы с Украиной, вероятно вызванных российскими ракетами".

Радоваться по случаю сдержанной позиции Байдена в данном вопросе вряд ли стоит. Ведь главное даже не в том, кто выпустил ракету, а что она в принципе залетела в Польшу. Вот, например, новоиспеченный британский премьер Риши Сунак вообще вывернул ситуацию так, что, по сути, уже неважно, откуда та ракета взялась: "Мы все должны ясно понимать: ничего этого бы не произошло, если бы не российское вторжение в Украину".

Так и хочется ответить господину Сунаку: "Ничего бы этого не произошло, если бы не нарушение членами НАТО договоренностей с Россией о нерасширении Альянса на Восточную Европу и не поддержание Западом преступного – нацистского – режима на Украине".

Пока лидеры США и Великобритании таким образом балансировали, польское руководство за неполные сутки, прошедшие с инцидента в Пшеводуве, успело совершить немало значительных действий.

Так, министр иностранных дел Польши Збигнев Рау вызвал посла России в МИД и потребовал немедленно предоставить подробные объяснения в связи с ракетой. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий срочно созвал Комитет Совета министров по вопросам национальной безопасности и обороны, на котором, естественно, обсуждалась российская угроза, вплоть до угрозы военного вторжения, а главное – возможности НАТО.

Многие СМИ уже заговорили о том, что если ранее принцип коллективной обороны не распространялся на украинские территории, то инцидент в Польше гипотетически дает возможность применить НАТО Статью 5 Вашингтонского договора, утверждающую исключительный и незыблемый принцип, объединяющий и обязывающий каждого члена Североатлантического союза защищать друг друга. То есть нападение на страну, которая является членом НАТО, расценивается как агрессия против всех ее союзников.

Неспроста, в частности, балтийские политические лидеры поспешили, не дожидаясь какого-либо расследования происшествия в Пшеводуве, "поддержать польских друзей и осудить это преступление россиян", как будто все уже доказано, запротоколировано и приговор обжалованию не подлежит.

Неспроста уже в своем вечернем видеообращении 15 ноября президент Украины Владимир Зеленский заявил, что "удар России по Польше еще раз доказывает, что самое время поставить террориста на место".

Неспроста премьер-министр Чехии Петр Фиала продолжил этот тренд тем, что "обстрел Польши может повлечь за собой эскалацию конфликта, а также свидетельствует о настоящих мотивах агрессора".

Также примечательно, что все эти агрессивные и бездоказательные высказывания и заявления прозвучали на фоне обновленного списка условий для прекращения войны, выдвинутых Зеленским в рамках саммита "Большой двадцатки", в числе которых – немало демагогических требований по безопасности, а также абсолютно неприемлемые для России территориальные требования.

Выходит, если случившееся в Польше – всего лишь трагическая оплошность или неполадка ПВО Украины, то она была вполне успешно подхвачена и конвертирована в серьезный политический дискурс, который способен создать еще большие возможности для давления на Россию. И следует признать, западные политики представляют собой хорошо сыгранную команду, судя по их молниеносной реакции и стремительности в подхвате информационного повода.

А если все-таки случившееся в Польше – не оплошность, а намеренная акция? Просто случайно в малонаселенных окраинах Польши, куда бесцельно отправили парочку ракет с украинской территории, попались два мирных поляка. Оказались, так сказать, не в нужном месте не в нужное время. Для подобных маневров согласование Киева с Варшавой даже не требуется. В случае чего можно списать все на несчастный случай. А вот политические возможности, рожденные "несчастным случаем", остаются для, так сказать, служебного пользования.

P.S.

Примечательно, что на момент окончания написания данного материала в СМИ появилось сообщение о признании польским президентом Анджеем Дудой высокой вероятности именно несчастного случая: "У нас нет доказательств, которые бы позволили сделать вывод, что это было нападение на Польшу".

Правда, пока никто не заявил о том, что приносит извинения Российской Федерации за необоснованные обвинения и безосновательную эскалацию конфликта.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме