В пятницу, 2 декабря, эстонские СМИ тиражировали материал британской газеты The Times, опубликованный накануне, в котором обозначены новые смыслы восприятия текущих военных действий на Украине и в связи с этим перспектив в сфере безопасности в Европе.
Отмечается, что до сих пор лидеры стран-членов НАТО относились к будущим отношениям с Россией довольно абстрактно, не вдаваясь в подробности. А вот канцлер Германии Олаф Шольц вдруг стал исключением, судя по его высказываниям на прошедшей недавно, то есть 30 ноября, Берлинской конференции по безопасности.
Шольц высказал мнение, что после окончания российско-украинской войны можно будет восстановить прежнюю ситуацию с безопасностью в Европе, но это должно быть основано на согласии России прекратить попытки расширения своей территории". По словам Шольца, "после окончания российско-украинской войны Европа должна вернуться в свой довоенный мирный порядок с Россией и решить все вопросы общей безопасности, если Владимир Путин согласится прекратить агрессию против соседей России". При этом канцлер Германии "подтвердил, что Россия нарушила нынешний механизм европейской безопасности, вернувшись к подходу 17-го или 19-го века, когда сильная страна силой захватывала территорию более слабого соседа".
Однако, конфигурация и механизм безопасности в Европе были нарушены после развала Советского Союза, когда НАТО начал расширять свое влияние и присутствие на постсоветском пространстве вопреки им же подписанным обязательствам не делать этого.
Якобы миролюбивые намерения канцлера Германии о цели обеспечить безопасность публикуются как непреложное утверждение того, что именно решения президента Владимира Путина и якобы агрессивные – по отношению к соседям – действия руководства России стали причиной вооруженного конфликта на территории Украины. Делая акцент на этом утверждении, западная пресса заставляет своих читателей переключить внимание с истинных причин вооруженного конфликта – многолетней агрессии киевского режима по отношению к территориям Донбасса, Русскому миру, русскоязычному населению Украины, а также опосредованно и к России.
За рамками высказываний Шольца и внимания прессы остались незаконное расширение НАТО на восточные территории Евросоюза и близлежащие к ним страны; многолетняя поддержка западными "демократиями" киевского режима, установившегося на Украине в результате госпереворота; планомерное его вооружение и подготовка к войне с Россией.
The Times перечислила основные тезисы кольца, на которых выстраиваются условия, диктуемые России. В частности, "Германия готова сотрудничать с Россией по таким вопросам, как контроль над вооружениями и размещение ракет"; "Россия должна признать, что существуют открытые демократические общества, которые работают на иных принципах, нежели в России"; "со стороны стран ЕС и НАТО нет никакой агрессии, и все вопросы общей безопасности можно было бы решать и обсуждать". При этом The Times подчеркивает, что позиция Шольца довольно заметно отличается от отношения к России других союзников по НАТО, таких как Польша и страны Балтии.
Формально позиция вроде бы отличается, но на поверку и по сути разницы нет практически никакой, разве что Шольц ведет себя менее агрессивно нежели политики Балтии и Польши, высказывающиеся по отношению к России более категорично и вызывающе. Антироссийскую политику в действиях поддерживают и Германия, и Польша, и страны Балтии. Требовать от России того, что она "должна признать некие иные принципы устройства открытых демократических обществ" равнозначна тому, что Россия вправе требовать от этих обществ не вмешиваться в ее государственность и принципы и не диктовать условия, как жить стране и населяющим ее народам. Ни в том, ни в другом случае переходить границы нельзя – ни с оружием в руках, ни как-то еще.
The Times в пользу высказываний канцлера Германии напомнила, что "незадолго до полномасштабного вторжения в Россию Шольц посетил Москву в безуспешной попытке спасти существующий в Европе механизм безопасности"; что "как и президент Франции Эммануэль Макрон, правительство Германии также поддерживало контакты с правительством России, и даже после начала полномасштабного вторжения Шольц время от времени разговаривал по телефону с российским президентом".
Однако, президент России Владимир Путин не прерывал контактов с западными лидерами, правительство России не отказывалось от сотрудничества и поиска взаимовыгодных решений, при этом Россия ни инициировал какие-либо санкции и ограничительные меры против стран Европы в попытке заставить их поступаться своими демократическими принципами и, тем более, не вмешивалась во внутренние дела этих стран.
Что же касается Украины, Россия несколько лет призывала западные демократии обратить внимание на страдания жителей Донбасса от агрессии режима в Киеве и помочь вернуть мир на эту территорию. Но западные демократии предпочли не видеть преступления киевского режима, более того – продолжали его поддерживать и готовить к войне.
The Times отметила, что "экономика Германии при Шольце в 2023 году войдет в рецессию", которая будет "худшей среди стран G20, за исключением Великобритании и России"; что "наибольшее беспокойство в Германии вызывают высокие цены на энергоносители из-за прекращения поставок российского газа"; что "Социал-демократическая партия Германии, лидером которой является канцлер страны Олаф Шольц, неоднократно заявляла о невозможности достигнуть мира в Европе без участия России".
При этом от себя The Times сделала вывод, что "даже если удастся восстановить прежнюю ситуацию с безопасностью в Европе, неясно, будет ли Россия придерживаться данных обещаний". Западная пресса, как обычно, игнорирует факты того, как о своих обещаниях и даже подписанных соглашениях забывают именно западные демократии, когда им становится невыгодно их исполнять, а не Россия. Так было, в частности, с обязательством не расширять НАТО к границам РФ, так было и с выполнением Минских соглашений.