После начала специальной военной операции России на Украине против Москвы ополчился, казалось, весь мир. На самом деле это ошибочное мнение, основанное на активной западной пропаганде. В основном только страны Европы и Северной Америки вводят санкции против РФ и разрывают с ней экономические связи. Однако если присмотреться к деталям, то оказывается, что зачастую речь идет только о политиках и государственных структурах. Частный бизнес, несмотря на угрозы, не торопится покидать Россию.
Результаты исследования, проведенного швейцарским Университетом Санкт-Галлена, показали, что после начала СВО РФ покинуло не больше 9% западных предприятий. Оказалось, что далеко не все готовы жертвовать своей прибылью ради того, чтобы громогласно завить: "Мы уходим из России!" Как бы ни хотелось западному лобби, санкции и запущенная медиа-кампания по дискредитации Москвы не оказала того экономического ущерба, на который изначально рассчитывали.
Мы уходим… наверное
Начиная с 24 февраля 2022 года огромное количество западных компаний сделали важное заявление. Они осудили "агрессию" России на Украине и решили свернуть свою деятельность. Весной казалось, что это стало общемировым трендом, и Москва окажется в полной изоляции без каких-либо западных товаров. Но спустя почти год после начала СВО стало ясно, что потери меньше у экономики РФ, чем можно было бы предположить.
Конечно, некоторые компании действительно покинули Россию, причем громко и якобы навсегда. Крупнейший автогигант Stellantis – материнская компания Opel – остановила производство в стране, мебельная фабрика IKEA перестала ввозить и вывозить товары, сеть ресторанов быстрого питания McDonald's тоже ушла чуть ли не со скандалом. Но помимо этих примеров есть и те, кто вроде бы заявил о своем уходе, но потом вернулся.
Например, французская косметическая компания L'Occitane, которая в апреле заявила о закрытии магазинов и приостановке интернет-торговли в России, в июне возобновила работу. Не поменялся даже владелец – только название (Л'Окситан). Польский производитель одежды LPP, владеющий пятью брендами, возобновил работу в России уже в мае. Схема та же, что и у L'Occitane – поменялись названия, но не ассортимент. Британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell, которая приняла решение полностью покинуть российский рынок, в мае продала российскую "дочку" "ЛУКОЙЛу", а в июне стало известно, что АЗС будут работать под финским брендом Teboil.
Как сообщает немецкое издание N-TV, ссылаясь на данные швейцарского Университета Санкт-Галлена, в действительности из России ушло гораздо меньше предприятий, чем многие предполагают – не больше 9%.
Для западных политиков это исследование может стать настоящим ударом. Оно в один миг развенчивает мифы о том, что РФ в изоляции, а все бизнесмены ЕС и США помогают своим странам "подорвать российскую экономику". И здесь возникает справедливый вопрос: если компании сами не спешат покидать Москву, могут ли политические элиты Запада их заставить?
Как рассказал политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов в беседе с Baltnews, сейчас мировая экономика в целом и экономика отдельных стран Запада в частности находится не в том положении, чтобы еще больше усугублять кризис какими-то запретами.
"Введение дополнительных ограничений по работе в России западных компаний нанесет еще больший вред экономике. Я думаю, что сейчас политики ЕС и США уже понимают, что санкции не сыграли решающего значения и не выполнили целей, которые ставили страны Запада. Теперь стало очевидным, что все их усилия в большей степени были бесполезными. При этом изначально Запад никаким образом не мог повлиять ни на внешнюю, ни на внутреннюю политику российский властей. Руководство ЕС и США заинтересовано в том, чтобы направить максимальную помощь Украине для "победы над российской армией". Сомневаюсь, что сейчас они будут вводить дополнительно ограничение по работе своих компаний", – отметил Иванов.
"Сейчас Западу нужно думать о другом – китайская экономика выходит из сложного положения, связанного с пандемией коронавируса. Она будет развиваться более стремительно, чем западная. ЕС и США крайне неразумно ослаблять свои компании за счет разрыва с экономикой РФ, особенно на фоне конкуренции с Китаем. Более того, я уверен, что многие иностранные компании, которые ушли в 2022 году, будут возвращаться, пусть и не явным образом. Россия – это огромный рынок, и его потеря может быть очень болезненной для западных компаний. Тем более рынок могут занять конкуренты", – добавил он.
Отряд не заметил потери бойца
Западные страны, особенно государства ЕС, находятся не в самом лучшем положении. Из Евросоюза к ноябрю 2022 года только 8,5% от общего числа компаний, работающих в России, полностью вывели из этой страны свои дочерние предприятия. В апреле насчитывалось 2405 дочерних компаний, принадлежащих 1404 предприятиям из ЕС и государств G7, из них ушли только 120 компаний.
Причем у большинства из этих 120 фирм (примерно четверть) головной офис находится в США. Европейский бизнес менее активно покидает Россию, что неудивительно, учитывая более тесные экономические отношения и географию. Из тех компаний, которые не покинули РФ, 19,5% базируются в Германии.
Если же подвести своеобразный итог ухода западных компаний из России, то картина для Запада получается очень неприятная. Эти 8,5% корпораций, покинувших российский рынок, не составляют весомую долю западных инвестиций в РФ. На те компании, которые свернули свою деятельность в стране, приходится всего 6,5% всей валовой прибыли и 15,3% рабочего персонала предприятий из ЕС и государств G7.
По словам промышленного эксперта, кандидата экономических наук Леонида Хазанова, к наиболее пострадавшим, если это можно так назвать, стоит отнести торговлю. В этой отрасли присутствовали крупные сетевые игроки вроде McDonald's и IKEA. Какие-то проблемы из-за санкций и ухода ряда компаний из РФ могут быть в пищевой промышленности, но не критические.
"Все же исход западных компаний заключался в том, что собственники продавали свои заводы и предприятия россиянам. Я не могу вспомнить случай, когда в России остановилось какое-то производство из-за ухода западной компании. Так что пострадавших как таковых нет. Возможно, у кого-то снизились объемы продаж, но этого особо не видно. Ушло из РФ действительно не так много компаний по одной простой причине – им это не выгодно. Полностью свернули свою деятельность те, кто наиболее лоялен к своим властям. Остальные либо нашли обходные пути, либо вообще продолжают работать в прежнем режиме", – сказал Хазанов Baltnews.
"В металлургическом машиностроении все очень неоднозначно. Немецкая SMS group операции в России свернула, а вот их конкуренты – итальянская Danieli – продолжает работать. Уход из РФ зависит не только от менеджмента, но и от конкретной страны. Иногда такие изменения и вовсе идут на пользу. Хороший пример – Самарский металлургический завод, которым ранее владела американская компания Alcoa. Это очень важный завод, который производит порядка 200 тыс. тонн полуфабрикатов в год, часть из которых используется в оборонно-промышленном комплексе. Когда таким производством владеют иностранцы – это нонсенс. В прошлом году американцы продали завод, теперь там российский собственник", – добавил эксперт.
Даже если сейчас в РФ где-то есть незначительные проблемы, они все равно решаемы, уверен Хазанов. Например, сложности с комплектующими. Большое количество запчастей в Россию завозилось из-за границы, в частности, из Европы. Сейчас эти поставки уменьшатся в объеме и завозятся в основном через Китай. Да, это дороже, но они все равно есть в стране. К тому же никто не отменял импортозамещение.
В 2014 году, когда ввели первые антироссийские санкции, а Москва в ответ закрыла границы для пищевых товаров из Европы, это привело к тому, что многие европейские фермеры разорились, а РФ развила свое сельское хозяйство. Примерно так же будет и в этот раз, но уже с другими отраслями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.