Свой кошелек дороже идеологии: почему западные компании решили остаться в России

Флаги России, ЕС и Франции
© Sputnik / Владимир Сергеев

Любовь Безродная

Пакеты санкций против различных отраслей России, как оказалось, не отпугивают корпорации из Европы и США. Их руководство иногда по объективным причинам, а иногда и по собственному желанию не торопится избавляться от российских активов.

После начала специальной военной операции России на Украине против Москвы ополчился, казалось, весь мир. На самом деле это ошибочное мнение, основанное на активной западной пропаганде. В основном только страны Европы и Северной Америки вводят санкции против РФ и разрывают с ней экономические связи. Однако если присмотреться к деталям, то оказывается, что зачастую речь идет только о политиках и государственных структурах. Частный бизнес, несмотря на угрозы, не торопится покидать Россию.

Результаты исследования, проведенного швейцарским Университетом Санкт-Галлена, показали, что после начала СВО РФ покинуло не больше 9% западных предприятий. Оказалось, что далеко не все готовы жертвовать своей прибылью ради того, чтобы громогласно завить: "Мы уходим из России!" Как бы ни хотелось западному лобби, санкции и запущенная медиа-кампания по дискредитации Москвы не оказала того экономического ущерба, на который изначально рассчитывали.

Мы уходим… наверное

Начиная с 24 февраля 2022 года огромное количество западных компаний сделали важное заявление. Они осудили "агрессию" России на Украине и решили свернуть свою деятельность. Весной казалось, что это стало общемировым трендом, и Москва окажется в полной изоляции без каких-либо западных товаров. Но спустя почти год после начала СВО стало ясно, что потери меньше у экономики РФ, чем можно было бы предположить.

Конечно, некоторые компании действительно покинули Россию, причем громко и якобы навсегда. Крупнейший автогигант Stellantis – материнская компания Opel – остановила производство в стране, мебельная фабрика IKEA перестала ввозить и вывозить товары, сеть ресторанов быстрого питания McDonald's тоже ушла чуть ли не со скандалом. Но помимо этих примеров есть и те, кто вроде бы заявил о своем уходе, но потом вернулся.

Например, французская косметическая компания L'Occitane, которая в апреле заявила о закрытии магазинов и приостановке интернет-торговли в России, в июне возобновила работу. Не поменялся даже владелец – только название (Л'Окситан). Польский производитель одежды LPP, владеющий пятью брендами, возобновил работу в России уже в мае. Схема та же, что и у L'Occitane – поменялись названия, но не ассортимент. Британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell, которая приняла решение полностью покинуть российский рынок, в мае продала российскую "дочку" "ЛУКОЙЛу", а в июне стало известно, что АЗС будут работать под финским брендом Teboil.

Как сообщает немецкое издание N-TV, ссылаясь на данные швейцарского Университета Санкт-Галлена, в действительности из России ушло гораздо меньше предприятий, чем многие предполагают – не больше 9%.

Для западных политиков это исследование может стать настоящим ударом. Оно в один миг развенчивает мифы о том, что РФ в изоляции, а все бизнесмены ЕС и США помогают своим странам "подорвать российскую экономику". И здесь возникает справедливый вопрос: если компании сами не спешат покидать Москву, могут ли политические элиты Запада их заставить?

Как рассказал политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов в беседе с Baltnews, сейчас мировая экономика в целом и экономика отдельных стран Запада в частности находится не в том положении, чтобы еще больше усугублять кризис какими-то запретами.

"Введение дополнительных ограничений по работе в России западных компаний нанесет еще больший вред экономике. Я думаю, что сейчас политики ЕС и США уже понимают, что санкции не сыграли решающего значения и не выполнили целей, которые ставили страны Запада. Теперь стало очевидным, что все их усилия в большей степени были бесполезными. При этом изначально Запад никаким образом не мог повлиять ни на внешнюю, ни на внутреннюю политику российский властей. Руководство ЕС и США заинтересовано в том, чтобы направить максимальную помощь Украине для "победы над российской армией". Сомневаюсь, что сейчас они будут вводить дополнительно ограничение по работе своих компаний", – отметил Иванов.

"Сейчас Западу нужно думать о другом – китайская экономика выходит из сложного положения, связанного с пандемией коронавируса. Она будет развиваться более стремительно, чем западная. ЕС и США крайне неразумно ослаблять свои компании за счет разрыва с экономикой РФ, особенно на фоне конкуренции с Китаем. Более того, я уверен, что многие иностранные компании, которые ушли в 2022 году, будут возвращаться, пусть и не явным образом. Россия – это огромный рынок, и его потеря может быть очень болезненной для западных компаний. Тем более рынок могут занять конкуренты", – добавил он.

Отряд не заметил потери бойца

Западные страны, особенно государства ЕС, находятся не в самом лучшем положении. Из Евросоюза к ноябрю 2022 года только 8,5% от общего числа компаний, работающих в России, полностью вывели из этой страны свои дочерние предприятия. В апреле насчитывалось 2405 дочерних компаний, принадлежащих 1404 предприятиям из ЕС и государств G7, из них ушли только 120 компаний.

Причем у большинства из этих 120 фирм (примерно четверть) головной офис находится в США. Европейский бизнес менее активно покидает Россию, что неудивительно, учитывая более тесные экономические отношения и географию. Из тех компаний, которые не покинули РФ, 19,5% базируются в Германии.

Если же подвести своеобразный итог ухода западных компаний из России, то картина для Запада получается очень неприятная. Эти 8,5% корпораций, покинувших российский рынок, не составляют весомую долю западных инвестиций в РФ. На те компании, которые свернули свою деятельность в стране, приходится всего 6,5% всей валовой прибыли и 15,3% рабочего персонала предприятий из ЕС и государств G7.

По словам промышленного эксперта, кандидата экономических наук Леонида Хазанова, к наиболее пострадавшим, если это можно так назвать, стоит отнести торговлю. В этой отрасли присутствовали крупные сетевые игроки вроде McDonald's и IKEA. Какие-то проблемы из-за санкций и ухода ряда компаний из РФ могут быть в пищевой промышленности, но не критические.

"Все же исход западных компаний заключался в том, что собственники продавали свои заводы и предприятия россиянам. Я не могу вспомнить случай, когда в России остановилось какое-то производство из-за ухода западной компании. Так что пострадавших как таковых нет. Возможно, у кого-то снизились объемы продаж, но этого особо не видно. Ушло из РФ действительно не так много компаний по одной простой причине – им это не выгодно. Полностью свернули свою деятельность те, кто наиболее лоялен к своим властям. Остальные либо нашли обходные пути, либо вообще продолжают работать в прежнем режиме", – сказал Хазанов Baltnews.

"В металлургическом машиностроении все очень неоднозначно. Немецкая SMS group операции в России свернула, а вот их конкуренты – итальянская Danieli – продолжает работать. Уход из РФ зависит не только от менеджмента, но и от конкретной страны. Иногда такие изменения и вовсе идут на пользу. Хороший пример – Самарский металлургический завод, которым ранее владела американская компания Alcoa. Это очень важный завод, который производит порядка 200 тыс. тонн полуфабрикатов в год, часть из которых используется в оборонно-промышленном комплексе. Когда таким производством владеют иностранцы – это нонсенс. В прошлом году американцы продали завод, теперь там российский собственник", – добавил эксперт.

Даже если сейчас в РФ где-то есть незначительные проблемы, они все равно решаемы, уверен Хазанов. Например, сложности с комплектующими. Большое количество запчастей в Россию завозилось из-за границы, в частности, из Европы. Сейчас эти поставки уменьшатся в объеме и завозятся в основном через Китай. Да, это дороже, но они все равно есть в стране. К тому же никто не отменял импортозамещение.

В 2014 году, когда ввели первые антироссийские санкции, а Москва в ответ закрыла границы для пищевых товаров из Европы, это привело к тому, что многие европейские фермеры разорились, а РФ развила свое сельское хозяйство. Примерно так же будет и в этот раз, но уже с другими отраслями.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме