Деньги дороже имиджа: почему западные компании не ушли из России

Гипермаркет "Ашан"
© Sputnik / Мария Девахина

Любовь Безродная

Статистика показывает, что западные компании не торопятся уходить из России и закрывать за собой двери. Так поступают в основном молодые и не слишком богатые фирмы, для которых имиджевые потери критичны. А вот гиганты остаются, несмотря на критику.

В феврале и марте 2022 года, сразу после начала специальной военной операции России на Украине, заголовки западных СМИ пестрели не только обвинениями в адрес Москвы, но и новостями о массовом уходе европейских и американских компаний с рынка РФ. Стоит признать, что многие действительно свернули свою деятельность на территории России и перестали поставлять свою продукцию. Однако их не так много, как могло показаться из-за обилия подобных новостей год назад.

Данные Йельского университета (США) показали, что свыше четверти из почти 1600 компаний, действовавших в РФ до конфликта на Украине, продолжили работать на полную мощность даже спустя год, а некоторые лишь отложили запланированные инвестиции. Причем западное сообщество продолжает осуждать эти компании. Так почему же такое количество западных фирм остаются в России, несмотря на имиджевые потери?

Остаться ради клиентов… ну и совсем немного ради выгоды

Пожалуй, менее охотно среди западных компаний из России уходят французские сети. За это "Пятая республика" даже заслужила звание относительно нейтральной страны. Конечно же, это не так. Власти Франции продолжают придерживаться официальной позиции Брюсселя и Вашингтона, осуждают "российскую агрессию". Но при этом правительство не заставляет свои компании разорвать все связи с Россией.

Когда РФ покинула знаменитая шведская IKEA, французские "Леруа Мерлен" и "Ашан" остались. Более того, сеть французских супермаркетов "Ашан" не закрыла ни один из своих 230 магазинов. Руководство гордо сообщило, что и в дальнейшем не намерено этого делать, несмотря на критику. Даже после скандала, когда выяснилось, что российская дочка "Ашана" бесплатно помогает продовольствием российским военным, компания не изменила своего решения.

Конечно, последние обвинения в компании отвергли, но и извиняться за то, что их сеть осталась в России, отказались. Официальная причина того, что супермаркеты "Ашан" все еще работают в России – необходимость "удовлетворить базовые потребности мирного населения в продуктах питания". По сути, руководство этой компании, пусть и не прямо, заявило, что находится вне политики и думает, в первую очередь, о гражданах России, которые не участвуют в конфликте (а переводя с дипломатического, о своих клиентах, приносящих ей деньги).

Стоит признать, такая точка зрения на Западе не принята. Массовые гонения на русскоязычных людей стали нормой, а притеснения граждан РФ или нарушения их прав уже не считаются преступлением. Но внешне отговорка "Ашана" выглядит красиво, пусть с ней и согласны далеко не все жители стран Европы и США.

Кстати, такой красивой причиной для отказа уходить с российского рынка пользуются многие компании. Имидж, конечно, все равно страдает. Зато прибыль остается. И даже видимость приличий сохраняется. Фраза "Мы остаемся ради наших клиентов" звучит гордо и позволяет привлечь новых покупателей. Однако, как считает политолог Андрей Тихонов, подобное могут позволить себе далеко не все компании.

"Мы пока находимся лишь в начале процесса. Если санкционное давление на Россию усилится, то и эти компании могут покинуть Россию. У нас остаются политически нейтральные компании и старые фирмы, для которых вопрос имиджа вторичен. Уходят молодые компании, которые чувствительны к имиджевым потерям и в целом разделяют толерантный мейнстрим. Они могли бы покинуть Россию и в случае какого-то, допустим, сексуального скандала", – рассказал эксперт беседе с Baltnews.

Просто так уйти не получится

Как отметил в комментарии для Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, конечно, для многих компаний, которые остаются в России, это вопрос прибыли и эффективности.

Есть компании, у которых продажи в России формируют значительную часть выручки – они не хотят ее терять, поскольку это поставит под вопрос существование всего бизнеса. Или же инвестиции были такими серьезными, что никто не готов расставаться с построенными предприятиями, производственными линиями, терять сеть дистрибьюторов и выручку.

"Отсюда и такие решения – бизнес оправдывает свое решение продолжать деятельность в РФ невозможностью свернуть работу из-за юридических сложностей. Находятся и другие причины. А истина, конечно, все равно кроется в том, что бизнес рассуждает логически, тогда как политические решения просто вредят их развитию", – резюмирует эксперт.

Еще один важный момент – правительство России весной 2022 года предупредило иностранные компании (и был подписан соответствующий указ президента РФ) о том, что распродать активы компаниям за пределами России не получится. Разумеется, многие корпорации решили, что ради одной только идеологии отдавать свой капитал задаром – не лучшая идея.

Это видно даже на примере того же "Ашана". По словам руководства компании, закрыть бизнес в РФ, который в 2021 году принес доход 3,2 млрд евро (10% совокупной выручки корпорации) – это значит дать повод Москве считать, что компания признает себя в стране банкротом. А это уже чревато национализацией (рабочие места ведь надо как-то сохранять, не выбрасывать же людей на улицу). За этим уже может последовать конфискация имущества сотен супермаркетов и так далее.

Заострять внимание на французских корпорациях, кстати, не стоит. На полный разрыв с РФ пошли лишь немногие. Из примерно 1400 компаний из Европы, США, Японии, Великобритании и Канады только 9% продали свои дочки в РФ с началом боевых действий.  

Если посмотреть в сторону нефтегазовой отрасли, то там вообще все очень запутанно. К примеру, британская Shell и американская Exxon до последнего не хотели уходить из нефтегазовых проектов "Сахалин–1" и "Сахалин–2". Лишь в конце 2022-го они вынуждены были это сделать, причем потери в плане доходов оцениваются в миллиарды долларов.

Французская Total Energies сообщала, что больше не будет учитывать в отчетности свою 19,4% долю в российском НОВАТЭКе (занимается производством и экспортом СПГ из России), поскольку это приведет к обесценению в размере около 3,7 млрд долл. Более того, в Total Energies заявили, что не планируют выходить из российского проекта "Ямал СПГ", в котором компания имеет 20% долю.

Неловко получается. Запад вводит эмбарго против черного золота из РФ, "потолки" на нефть и нефтепродукты запускает… но ведь про СПГ никто ничего не сказал, верно? Тогда можно работать и дальше.

Таких историй очень много, просто о них не принято говорить слишком часто. Есть пример концерна Heineken, который в марте 2022-го заявил, что уйдет из РФ. А потом компания получила предупреждение от российской прокуратуры о том, что приостановка или закрытие российской дочерней компании будет считаться преднамеренным банкротством. А это уже уголовное преступление (кстати, как и во многих других странах), после которого следует национализация. Итог – компания никуда не ушла (еще и заявила, что не хочет нести ущерб в 300 млн евро), а за ушедший год даже представила свыше 60 новых продуктов.

Есть и те, кто как Renault, покинули Россию, но оставили специальные "двери", чтобы очень быстро вернуться. Распродав свои заводы на территории РФ, Renault в каждом контракте прописала условие, что "компания имеет право на обратный выкуп своей доли в концерне в течение шести лет".

В целом, отток европейского и американского капитала из РФ продолжится, но он будет очень медленным, осторожным и… в малых объемах. Более того, гиганты в разных отраслях, как только появится возможность, попытаются вернуться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме