От Москвы к Вашингтону: почему итальянские правые изменили своим принципам

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони
© AP Photo / Evan Vucci

Кирилл Фенин

После начала СВО итальянские правые изменили свое отношение к России, несмотря на то, что до этого открыто симпатизировали Москве.

Многие итальянские политики правого крыла симпатизировали России. Однако в 2022 году ситуация изменилась: многие теперь позволяют себе лишь призывы к миру, а некоторые активно поддерживают антироссийскую риторику. Например, глава правительства Италии Джорджа Мелони заявляет о полной поддержке Киева и продолжает поставки вооружений Украине.

Италия является третьей экономикой Европейского союза и одним из ведущих государств НАТО. Страна сохраняет влияние в Западном Средиземноморье, а теперь активно действует в Африке. Важно понять перипетии политики Рима, который еще недавно боролся за статус "друга Путина".

Итальянские правые: переобувание на скорость

В недалеком прошлом Джорджа Мелони делала совсем другие заявления. В своей автобиографии в 2021 году она написала, что Россия защищает европейские ценности и христианство. Выступала Мелони и против санкций в отношении Москвы, а в 2018 году поздравила Владимир Путина с переизбранием на пост президента.

Важно помнить, что за политическими успехами Джорджи Мелони стоял Сильвио Берлускони. Впервые избравшись в парламент в 2006 году, уже два года спустя Мелони стала министром по делам молодежи в правительстве "Кавальере". Эта должность стала для нее трамплином в большую политику.

В 2012 году она создала новое политическое движение под названием "Братья Италии". Впрочем, это была не первая организация, в которой состояла Мелони. В 15 лет она занялась политикой в составе партии "Национальный альянс", корни которой восходят к неофашистскому "Итальянскому социальному движению".

Поэтому можно сделать вывод, что Мелони – не новая фигура на политической сцене Италии, но долгое время она была довольно нишевым политиком. Первые для новой партии выборы в 2013 году закончились не очень удачно: лишь 2% избирателей поддержали Мелони. Поражением для нее обернулись и выборы мэра Рима в 2016 году.

Популярность к Мелони пришла, когда ослабли позиции других правых политиков. Постоянные скандалы и экономический кризис привели к тому, что партия Берлускони "Вперед, Италия" утратила ведущую роль в лагере правоцентристов. На парламентских выборах в 2018 году лидерство среди консерваторов перехватил Маттео Сальвини и его "Лига".

Сальвини – еще одна знаковая фигура правого крыла итальянской политики. Став лидером "Лиги Севера", он превратил ее из регионального движения в общеитальянскую правопопулистскую партию. Не будучи "птенцом гнезда Берлускони", он привлек на свою сторону часть его электората и сформировал коалицию с популистами из "Движения пяти звезд".

Сальвини тогда достался пост вице-премьера, но ему хотелось стать хозяином Палаццо Киджи. Поэтому он разорвал союз, надеясь спровоцировать досрочные выборы. Однако план провалился – другие партии смогли создать коалицию. В будущем Сальвини стал действовать осторожно, чтобы не упустить заветный пост.

Интересно, что Сальвини тоже на протяжении многих лет разыгрывал "российскую карту". В 2014 году он осудил санкции против России, а затем посетил Крым, где заявил, что его партия признает результаты местного референдума. Перед каждыми выборами он поднимал тему укрепления отношений с Москвой и снятия санкций, но никаких значимых шагов в этом направлении не предпринимал.

На выборах в парламент в 2022 году пришел черед "Братьев Италии", потому что итальянцам пришлось выбирать из знакомых альтернатив. Сильвио Берлускони и Энрико Летта, лидер Демократической партии, как и Джузеппе Конте, руководитель "Движения пяти звезд" уже были премьер–министрами, а Сальвини занимал пост заместителя председателя Совета министров. Джорджа Мелони все это время была в оппозиции, а значит держалась вне правительственной чехарды. Пожалуй, это и стало ее главным преимуществом перед соперниками.

В итоге победу одержали правые, новое правительство сформировали партии "Братья Италии", "Лига" и "Вперед, Италия". И тот факт, что Берлускони и Сальвини призывали к диалогу с Москвой, пока Мелони выражала полную поддержку Киеву, не повлиял на создание коалиции. Как показала практика, для итальянских правоцентристов скорее характерны споры за портфели министров, а не из-за внешней и внутренней политики.

Корни итальянского популизма

Решение Джорджи Мелони полностью следовать западной политике в отношении России имеет несколько причин. Их корни уходят к концу прошлого века.

В современной истории Италии принято выделять два важных периода. Начиная с 1946 года до начала 1990-х годов существовала так называемая Первая республика. В мире в это время шла Холодная война, развернулась борьба двух идеологий, которая в мини-формате воплотилась в Италии. На Апеннинском полуострове главными политическими противниками были Христианско–демократическая партия и Коммунистическая партия.

После распада СССР и крушения мирового социалистического лагеря привлекательность идей коммунизма снизилась, а в Италии в этот период произошел грандиозный по масштабам политический скандал. В результате операции "Чистые руки" была выявлена связь мафии с ведущими политиками, основные политические силы оказались дискредитированы. Появилась Вторая республика, главной особенностью которой стал популизм.

"Начиная с 1990-х годов политика в Италии эволюционирует, отмирают идеологии. Вместо этого появляется прагматизм, стремление получать выгоду в моменте. Такая мобильность приводит к тому, что сейчас Джорджа Мелони придерживается точки зрения США и ЕС. Недавний визит Мелони в Вашингтон выглядел как отчет о проделанной работе. Италия хочет повысить свой статус, выглядеть "отличником" и надежным партнером в глазах США", – рассказала Baltnews Елена Маслова, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО.

По мнению эксперта, Джорджа Мелони победила на выборах как протестный лидер, она апеллировала к воле народа, а это черта популистов. Но сильная зависимость Италии от денег Брюсселя форматирует позицию Мелони: она понимает, что без выраженной проевропейской и проатлантической позиции Рим финансирования не получит.

С другой стороны, следует обратить внимание, что премьер-министр Италии не поддерживает радикальные заявления некоторых западных политиков о полном отказе от российской культуры: "Подтверждаю, что исторически отношения между Италией и Россией, в том числе в области культуры, были прочными. Поэтому я поддержала решение (театра – прим. Baltnews) La Scala открыть новый сезон русским произведением. Я считаю, что выбор, который делает российское правительство, не должен влиять на российский народ", – заявила Мелони.

Она подчеркивает, что в истории двух стран были периоды теплых взаимоотношений. А значит – забрасывает удочку для будущего примирения и восстановления связей. В этом же ряду стоит предложение Мелони о посредничестве Италии в вопросе урегулирования конфликта на Украине.

Эта странная инициатива, впрочем, была отвергнута Россией, поскольку Рим активно спонсирует Украину. Кроме того, далеко не факт, что возобновление отношений состоится именно с действующим правительством.

Будущее правительства Мелони

Следующие парламентские выборы в Италии должны пройти в 2027 году. Но кабинет Мелони является уже 68-м по счету за 77 лет существования Итальянской республики. Начиная с 1990-х годов темпы ротации итальянских премьеров лишь ускорились.

"За всю историю Второй республики только одно правительство смогло отработать полный срок полномочий. Тенденция такова, что с 1990-х годов правительства не могут усидеть до конца своего мандата", – указывает Елена Маслова.

Кабинету Мелони угрожает много опасностей, но главная из них – экономический кризис. Во втором квартале 2023 года ВВП Италии продемонстрировал спад в 0,3%. В этом вопросе для Италии очень важен план восстановления и устойчивости экономики (PNRR), по которому она получает большие средства от ЕС.

"Правительство Сильвио Берлускони ушло в отставку в 2011 году из-за того, что не справилось с экономическим кризисом. Надвигающиеся экономические проблемы могут смыть правительство не только в Италии, но и в других странах ЕС", – отметила эксперт.

Достаточно вспомнить, что авантюрная экономическая программа стала причиной отставки британского премьера Лиз Трасс в прошлом году, а рекордная с 1970-х годов инфляция "обесценила" рейтинги многих европейских политиков.

Елена Маслова считает, что в этом вопросе есть и политический "сюжет": "Мелони требуется доверие партий "Лига" и "Вперед, Италия". Вопрос состоит в том, кто возглавит партию после смерти Берлускони. Сейчас ей руководит глава МИД Антонио Таяни, но это скорее временный лидер. Среди кандидатов называют сына Берлускони Пьера Сильвио и его спутницу Марту Фашину. Не ясно, как новый лидер будет взаимодействовать с партией Мелони".

"Партия Лига теряет свою популярность, рейтинг Маттео Сальвини был значительно выше, когда он условно поддерживал Москву. Прямой корреляции, наверное, нет, но электорат "Лиги" – во многом протестный электорат. Поэтому устойчивость коалиции остается под вопросом", – резюмировала Елена Маслова.

Пока Мелони удается сохранять высокий рейтинг одобрения, ее партия лидирует в социологических опросах, а единство правого лагеря обеспечивается. Однако отход от своих предвыборных обещаний, экономический кризис и коалиционный раскол могут в конечном итоге привести к падению правительства Мелони. А значит вновь начнется бесконечная итальянская правительственная чехарда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме