Балтийское фиаско: спекуляции о вине России пошли ко дну вместе с китайским якорем

Газовое соединение Balticconnector между Эстонией и Финляндией

Анна Фалалеева

В деле о повреждении финско-эстонского трубопровода Balticconnector в Балтийском море появился неожиданный поворот, который вот-вот выведет всех "доброжелателей" России на чистую воду.

Повреждение российского кабеля "Балтика", о котором стало известно в минувший вторник, пока не окончательно, но уже совершенно отчетливо сигнализирует: обвинения в адрес Москвы в диверсиях на Balticconnector пошли ко дну вместе с пресловутым китайским якорем.

О поломке подводного телекоммуникационного кабеля в Финском заливе не сообщалось в течение трех недель с момента аварии. "Ростелеком" доложил о случившемся властям Финляндии сразу же, но разрешения на ремонт (повреждение 1000-километрового провода, соединяющего Санкт-Петербург с Калининградом произошло в территориальных водах скандинавской страны) дождался только к 6 ноября.

У финских и эстонских властей был на то целый ряд уважительных причин. Во-первых, расследование инцидентов с Balticconnector и телекоммуникационным кабелем между Эстонией и Финляндией. Во-вторых, выяснение роли Москвы в подрыве газопровода и других следов "внешнего воздействия" на объект. В-третьих (эта причина появилась значительно позже, когда аргументов против России совсем не осталось), развернутое сотрудничество с Пекином для установления причастности к случившемуся китайского контейнеровоза NewNew Polar Bear, якобы потерявшего якорь в месте аварии.

Совершенно очевидно, что в мире, где страшилки про Россию и ее "агрессивных союзников" – неотъемлемая часть политики (а эстонцы и финны живут именно в таком мире), повреждение "Балтики" поставило под сомнение все спекуляции Запада…

Несчастный случай

Сейчас, когда все доказательства складываются в пользу версии о китайском якоре, который был нечаянно сброшен и повредил подводную инфраструктуру, у происшествий на Балтике появилось вполне логическое объяснение, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Последние данные, полученные в ходе расследования инцидента, позволяют сказать, что китайское судно NewNew Polar Bear действительно скинуло якорь и тащило его за собой. На фотографиях видно, что якоря нет, а перевозимые им контейнеры сместились на 45 градусов. Да, такой несчастный случай имеет место быть, и, видимо, задел китайский якорь не только газопровод, но и кабели, в том числе, российский", – заявил эксперт, беседуя с Baltnews.

Однако несчастным случаем эта история стала не столько потому, что поломка произошла (ремонт газопровода может стоить до 10 млн евро, но, к счастью, никто не погиб и не пострадал, да и без газа эстонцы с финнами не остались), а потому что очередная травля России как главного злодея не удалась.

"Инцидент с Balticconnector – это такая полностью медийная история. Они (эстонцы и финны – прим. Baltnews) очень испугались, что был именно взрыв. Придумали даже каких-то сейсмологов норвежских, которые якобы подтвердили наличие взрыва, что они что-то там слышали. На самом деле же никто ничего не слышал – ни в России, ни в Эстонии, ни в Финляндии – никакие службы эти взрывы не фиксировали. А вот норвежцы, которые, которые находились вообще в другом месте, оказывается, услышали. Ну и начали наши западные соседи притягивать все это за уши, мол, Россия так отомстила за "Северные потоки". А тут вдруг нашли китайский якорь. Теперь, если окажется, что все поломки произошли в одно и то же время, вся эта история разрушится", – сказал Юшков.

Кому это было выгодно

Конечно, обвинения России в "диверсиях" на Балтике могли возникнуть и на пустом месте. Но в прошлом году взорвали "Северные потоки", и у Москвы, по мнению коллективного Запада, был вполне весомый повод для мести. Даже время выбрали подходящее: теракт на "Северных потоках" был совершен 26 сентября, а финско-эстонскую трубу взорвали 8 октября.

"Изначально все это было на руку коллективному Западу: различные представители НАТО стали говорить, что это удар "по инфраструктуре НАТО" и явно хотели использовать инцидент как предлог для введения дополнительных санкций против России и, в частности, запрет на импорт из России сжиженного природного газа. Сейчас, в общем-то, понятно, что Москва тут не при чем, поэтому и происходит некая разрядка ситуации. Но объяснений с нашей стороны тоже надо дождаться", – добавил Юшков.

Вопрос, почему Россия не сообщила об инциденте с кабелем "Балтика", остается открытым. В Кремле, да и в "Ростелекоме", воздерживаются от каких-либо предположений. Экипаж аварийно-спасательного судна "Спасатель Карев" молча ремонтирует поврежденный провод. Никаких спекуляций в информационном поле, в отличие от балтийско-финской стороны, Москва не затевала и не собирается.

Политика иррационального формата

Надо сказать, что в адрес России прозвучало как минимум четыре обвинения от финских и эстонских политиков. Свою солидарность высказали также соседние Литва и Латвия, призвав создать совместный инструмент ЕС и НАТО для защиты энергетических объектов, а затем и вовсе – закрыть Балтику для России. И в этом большая беда всех представителей восточного фланга альянса, заявил Baltnews руководитель центра белорусских исследований Института Европы РАН, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.

"Политические процессы в Эстонии, Латвии, Литве и, с огромным огорчением, в Финляндии, протекают в крайне иррациональном формате. В наставлении о снайперской стрельбе написано: когда ты целишься, ты не должен ненавидеть противника. Ты должен просто решать свою задачу. Политики же Прибалтики и Финляндии буквально источают ненависть в своих публичных заявлениях. И это им мешает принимать адекватные действия", – сказал Межевич.

"Обратите внимание на эту историю с повреждением прибалтийско-финской инфраструктуры: четыре раза обвиняли нас, а сейчас министерство иностранных дел Эстонии обратилось в МИД КНР с очень "умным" вопросом: "Не вы ли это потеряли якорь на нашем газопроводе?". Вот эта модель "сначала прокукарекать, а там хоть не рассветай", к сожалению, объединяет сейчас их [страны Балтии] и Финляндию, да и Швецию в значительной степени", – сказал Межевич.

Эксперт привел в пример политиков США, которые, в отличие от своих европейских сателлитов вовсе не хотят "победить Россию ценой собственной смерти".

"Феноменальное желание покончить жизнь самоубийством свойственно только лимитрофам. В этом смысле даже политика Польши выглядит более рациональной: обострения на границе с Белоруссией происходят чуть ли не каждый день, но ту самую грань они не переходят", – отметил эксперт.

Так же, как и Юшков, Межевич уверен, что разрыв российского кабеля стал еще одним доказательством непричастности России к инциденту с Balticconnector.

"Вот только мы не говорим, что это сделали США или боливийские диверсанты, а Прибалтика, не получив еще никакой информации, сразу начала свою череду обвинений. И это, конечно, большая трагедия для наших соседей. Поломка российского кабеля, на мой взгляд, является косвенным доказательством, что, возможно, в инцидентах на Балтике как минимум один неизвестный интересант. Но называть его – пока нет данных – мы не будем. Не брать же пример с эстонских журналистов", – заключил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме