Повреждение газопровода Balticconnector вызывает множество вопросов. Причем как у обывателей, так и у экспертов. Сообщение об утечке сразу вызвало сомнения – особенно на фоне недавнего подрыва "Северных потоков". Разберем сюжетную линию этого детектива.
Завязка
Ночью 8 октября финский государственный оператор системы транспортировки природного газа Gasgrid Finland и эстонский оператор газотранспортной системы Elering зафиксировали падение давления в интерконнекторе Balticconnector. Компании приняли решение закрыть клапаны, перекрыть подачу газа и начать расследование причин утечки.
Гендиректор финского оператора Янне Гренлунд в тот же день в разговоре с журналистами издания Demokraatti отказался называть версии ЧП и оценивать возможный ущерб, ссылаясь на недостаток информации.
Спустя пару дней премьер-министр Финляндии Петтери Орпо заявил, что причиной повреждения могли быть преднамеренные действия. Причем, как писало издание yle, пресс-конференцию по поводу утечки газопровода организовали "неожиданно". На этой незапланированной встрече Орпо уже давал комментарии о возможной причастности России к аварии.
Центральная криминальная полиция (KRP) Финляндии начала проводить предварительное расследование 10 октября. Главный инспектор по уголовным делам KRP Тим Килпеляйнен назвал произошедшее актом вандализма при отягчающих обстоятельствах: "Повреждения были такого качества, что они не могли возникнуть случайно. Размер класса таков, что это преднамеренное действие".
На вопрос об организаторе ЧП Килпеляйнен ответил, что "это поступок не совсем обычного человека", но предположения выдвигать отказался.
Развитие
Тучи таинственности сгущались над инцидентом. Пока официальные представители то молчали, то многозначительно намекали, различные эксперты и даже некоторые политики решили продать публике идею о намеренном подрыве.
Например, главком ВМС Эстонии Юри Саска заявил, что повреждения трубы выглядят так, словно кто-то "с одной стороны потянул, как будто за ногой застрял поливочный шланг, и вы тащили его за собой". Но на вопрос о возможных причинах и вмешательстве внешней силы сказал, что не хочет спекулировать.
Директор Сети уязвимостей и устойчивости Центра гибридных компетенций Юкка Саволайнен также склонялся к варианту с корабельным якорем. Одна из его версий – корабль стоял на якоре, а тут штормовой ветер, который толкнул судно вперед, и якорь стал дрейфовать.
"Россию не следует обвинять, пока ее не проверят, был ли это корабль, какой корабль и насколько тесно он был связан с российским режимом. И тогда мы получим некоторые оценки вероятности", – отвечал на провокационные вопросы Саволайнен.
Пограничная служба Финляндии также утверждала, что признаков взрывов на момент расследования 10 октября не наблюдалось. Однако, как добавил контр-адмирал службы Маркку Хассинен, в районе газопровода большой трафик государственных кораблей. Отметал версию с подрывом и инспектор по уголовным делам Килпеляйнен, утверждая, что признаков использования взрывчатки нет.
Теоретически, если рассматривать версию с зацепом якоря, виноват мог быть кто угодно, но почему-то в большинстве заявлений фигурирует Россия. Да, с оговоркой на неподтвержденность, но все же фигурирует.
Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в журналистах и "экспертах, знакомых с Россией и энергетической политикой". Уже знакомое издание yle поддержало идею с диверсией и Кремлем. Журналисты задали финскому профессору Университета Тампере Пами Аалт целых семь вопросов по теме аварии:
- Как вы думаете, что стало причиной того, что газовая труба дала течь и задела кабель связи?
- Какая "посторонняя деятельность" могла стать причиной этого?
- Если это диверсия, то насколько вы можете быть уверены, что за этим стоит Россия?
- Как могло произойти повреждение газовой трубы?
- Каковы цели возможных диверсий?
- Что из этого следует?
- Как вы оцениваете значение произошедшего, является ли оно историческим?
Если отсечь все, что уже было сказано, ответы были примерно следующие: "Это мог быть несчастный случай или диверсия, но вероятнее, саботаж. Конечно, виновата Россия, потому что потому, сомнений нет. Это была сложная диверсионная операция, настолько сложная, что даже специальная сейсмологическая служба ничего не смогла уловить".
Новые герои
Во вторник, 10 октября, президент Финляндии Саули Ниинисте назвал причиной повреждения трубы и кабеля постороннюю деятельность, а также рассказал, что обсудил ситуацию с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Это несмотря на то, что ни о каких следах взрывчатки предварительное расследование на тот момент не говорило, кроме заявлений "экспертов".
После беседы Столтенберга с Ниинисте и премьер-министром Эстонии Каей Каллас генсек Альянса вдруг говорит: "Если будет доказано, что речь идет о преднамеренной атаке против важнейшей инфраструктуры НАТО, то это серьезная проблема, и альянс отреагирует единым и решительным образом".
На следующей в СМИ появляется сообщение о том, что эксперты норвежского исследовательского института Norsar в данных финских сейсмодатчиков обнаружили какой-то приглушенный звук, который мог бы исходить при детонации взрывчатки на эстонско-финском газопроводе. И сразу же вместе с этим "открытием" СМИ заявляют, что в те выходные в районе газопровода находилось российское грузовое судно – нефтяной танкер SGV Float.
В пятницу, 13 октября, десять глав государств, сотрудничавших в рамках группы Joint Expeditionary Force (JEF), собрались в Висбюхи на Готланде, чтобы обсудить все произошедшее, выяснить возможности улучшения защиты инфраструктуры, а также попросить НАТО об усилении Финского залива.
Похвально, что президент Ниинисте и, на удивление, премьер Каллас отказывались обсуждать возможного виновника аварии – по крайней мере, так утверждали журналисты. Тогда президент заявил, что картина расследования еще не готова, потому и выводов нет.
Наслушавшись про гибридные угрозы и призывы защитить инфраструктуру, неожиданно на помощь решила прийти Великобритания. Лондон в 2024 году захотел отправить порядка 20 тысяч военнослужащих, восемь боевых кораблей, самолеты и ударные вертолеты в Северную Европу. Часть из этого богатства достанется и Таллину.
В НАТО тоже услышали JEF и 19 октября объявили об усилении союзниками патрулирования региона Балтийского моря: "Усиленные меры включают дополнительные наблюдательные и разведывательные полеты, в том числе с использованием морских патрульных самолетов, самолетов AWACS НАТО и беспилотников. В этот район также направляется флот из четырех минных охотников НАТО".
Кульминация. От заявлений к версиям
Во вторник, 17 октября, в Пекине открылся форум "Один пояс – один путь", в котором приняли участие президенты КНР Си Цзиньпин и России Владимир Путин. Тогда же в СМИ заговорили о причастности к аварии на Balticconnector китайского контейнеровоза Newnew Polar Bear. По данным сервиса по отслеживаю судов в реальном времени Marine Traffic, контейнеровоз находился еще ближе, чем российский нефтяной танкер SGV Float.
"Сам факт того, что, согласно данным сайта Marine Traffic, во время сейсмической активности в месте расположения Balticconnector находилось принадлежащее китайцам судно, является причиной столь немногословной и расплывчатой реакции правительства в вопросе имен конкретных подозреваемых: это политически и дипломатически настолько деликатная информация, что в ней хочется быть абсолютно уверенным", – уверял некий источник из госструктур.
Тем временем СМИ и некоторые особо разговорчивые политики уже успели выбрать вероятного виновника происшествия. Например, президент Латвии Эдгар Ринкевич заявил, что если вина России будет доказана, то надо срочно закрыть для нее Балтийское море. Таких громких идей даже "пострадавшая" Эстония себе не позволила.
Но – о чудо! – внезапно нашелся тот самый якорь, который разрушил бетонную защитную оболочку и защитную конструкцию самого газопровода. Его следы привели бдительных следователей к китайскому контейнеровозу Newnew Polar Bear, который к тому же следовал под флагом Гонконга. И второе чудо – в СМИ сразу появились снимки корабля, у которого магическим образом не оказалось якоря.
Россия вне подозрений. Все. Виноват Китай – вернее, их судно. И история, которую так сильно пытались раздуть, из-за которой привлекли НАТО, навыпрашивали военных для усиления патруля, еще и денег попросили для восстановления инфраструктуры, вдруг стала никому не интересна. И это неудивительно. Ведь почти в то же время началось обострение на Ближнем Востоке.
Развязка
Казалось бы, все, истории конец, но 1 ноября финские СМИ начали отрабатывать новый вброс – норвежская компания Vake обнаружила на спутниковых снимках, сделанных в начале июня, российское научно-исследовательское судно "Адмирал Владимирский", которое находилось недалеко от того самого места аварии. И тут же приписка "судно занимается разведывательной деятельностью".
Дальше больше – оказалось, что есть еще одно российское научно-исследовательское судно "Сибиряков", которое находилось недалеко от газопровода в августе и сентябре. И все это время, как утверждают финские СМИ, оно собирало данные, чтобы подготовиться к диверсии.
Подобных заявлений было много. СМИ цеплялись и к ГУГИ, то есть Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны РФ. И чего там только еще не было.
Финала не будет
Месяц выдался насыщенным на теории, 31 октября финские СМИ объявили о завершении проверки газопровода. Никаких других повреждений нет, ремонт займет не менее пяти месяцев. Но что же в сухом остатке?
Интересно, что никаких доказательств утечки и повреждений предоставлено не было. Если проводить аналогию с подрывом "Северных потоков", то фотографии выходящего газа из-под толщи воды появились практически сразу. В инциденте с Balticconnector все было просто на словах, заявления не подкреплялись фотографиями или другими материалами – они появились спустя довольно длительный промежуток времени. Разговоры о спланированной Россией диверсии весьма сомнительны, ведь для Москвы, как, впрочем, и для всех, интерконнектер просто неинтересен.
Заявления о том, что якорь повредил газопровод, также вызывают недоверие. Корабли получают информацию о том, в каком районе и на какой глубине находится та или иная инфраструктура. Более того, как правило, зона, где лежит газопровод, считается охранной практически у всех стран. Согласно правилам, в границах этих зон запрещается бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами, проводить траление жесткими и полужесткими тралами.
Нет, якорь может упасть случайно – например, если он был неправильно закреплен, что-то произошло с кабельными стяжками, железным замком или не сработал тормоз якорной цепи. Но случайно застрять в морском дне – такое невозможно не заметить. Как минимум, экипаж должен насторожить шум опускания якоря, как максимум, якорь развернул бы судно или хотя бы замедлил его.
Кроме того, сам газопровод имеет защиту – трубы изготавливают из высокопрочной стали, покрывают бетонной рубашкой толщиной от 60 до 110 мм. Трубы "Северного потока" бетонировали специальным покрытием из высокоплотной железной руды, смешанной с цементом. У такой оболочки две задачи: не дать трубе всплыть, защитить от внешних механических повреждений.
Прошел месяц. Дальше обсуждений и странных теорий дело не пошло. Кому именно была выгодна эта авария? России, которая ничего не выиграла, или Финляндии и Эстонии, которые получили поддержку, военных и деньги?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.