Балтийский регион расколот. Россия и Белоруссия остались на одной стороне, в то время как Латвия, Литва, Эстония, Дания, Швеция, Финляндия и Польша последовали за официальным Брюсселем и Вашингтоном. Так было не всегда: еще в конце XX века страны активно работали друг с другом, старались выстроить диалог и развить экономическое сотрудничество.
Как вернуть утраченное доверие, что должно лечь в основу будущего диалога и когда конфронтация закончится, обсудили участники XI Балтийского форума соотечественников на конференции "Балтийская платформа" 9 ноября в Санкт-Петербурге.
Все, что можно было разрушить, уже разрушено
В 1990-е годы российские эксперты активно общались и сотрудничали с представителями Латвии, Литвы, Финляндии и Швеции, рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Николай Межевич:
"Мы действительно учились у наших европейских коллег. Например, работе с новыми форматами – с некоммерческими организациями, которых в СССР не было, [учились развивать] пограничное сотрудничество, о котором мы ранее и не знали. Тогда казалось, что постепенно мы найдем точки взаимодействия и дальше уже с этого пути не свернем. Как в лучшие годы выглядели белорусско-польская, российско-финская границы? Они были, но это были территории взаимодействия. Но, к сожалению, получилось, что не мы, а они с этого пути свернули. Такое впечатление, что мы вернулись не в 1973-й год, а в 1923 или 1933".
Примечательно, что не все страны Балтийского региона разделили судьбу Латвии, Литвы и Эстонии. Например, Белоруссия избрала принципиально иной путь:
"Социально-экономическая и политическая модель Белоруссии говорит о том, что был тогда и другой путь. Не тот, по которому пошли Эстония, Латвия, Литва почти сразу. Не тот, на который вступила Финляндия в последние годы. Был путь становления дружественного постсоветского государства".
Так или иначе сейчас страны Балтийского региона находятся на разных позициях: с одной стороны – Россия и Белоруссия, с другой – все остальные. Межевич сомневается, что ситуация изменится в ближайшее время, хотя и не считает ее необратимой:
"Рано или поздно тупик, в который Европа зашла сама, эта ситуация будет меняться, потому что двигаться дальше практически невозможно – все, что можно было разрушить, уже разрушено, кроме непосредственно военного конфликта. Неизбежно движение в обратную сторону. Это произойдет".
Как изменить сложившееся положение
Подготовиться к возобновлению диалога со странами региона поможет "Балтийская платформа". Согласно замыслу организаторов, созданная летом 2023 года площадка должна стать местом для научного диалога о сегодняшнем и завтрашнем дне, ближайшем будущем стран Балтии.
Этот важный институт, где можно было бы обсуждать современные проблемы региона, искать способы и пути решения конфликтов, а также готовить почву для будущего возрождения сотрудничества.
"В основу будущей работы могут лечь три важных принципа сотрудничества, – заметил на конференции доцент кафедры международных отношений Белорусского государственного университета Игорь Авласенко. – Это многообразие, инклюзивность и равенство".
Балтийский регион – регион, в котором сосуществуют различные государства. У каждого своя история, свой язык, своя культура и традиции.
"Учет многообразия является жизненной необходимостью при развитии сотрудничества", – указал Игорь Авласенко.
Эксперт напомнил, что в прошлом году бывший глава МИД Белоруссии Владимир Макей подготовил статью, в которой предложил разработать в рамках ООН Хартию разнообразия мира в XXI веке. В ней говорится, что все государства могли бы согласованно установить базовые принципы управления международной жизнью, учитывая вопрос многообразия, организации социально-экономической и политической жизни в разных странах мира, построения глобальной архитектуры безопасности.
При этом важно не только принимать многообразие региона, но и знакомить население с культурными особенностями соседей, уважать потребности национальных меньшинств, проживающих в странах, чего сегодня крайне не хватает в Прибалтике.
"Напомню, что во время Первой и Второй мировой войны немцы приходили на территорию современной Эстонии и Латвии дважды. И дважды при установлении своего оккупационного режима там сохранилось образование на русском языке. Люди, которые учились в то время в школах, свидетельствовали, что даже произведения русской классической литературы продолжали изучаться без цензурной обработки. В том смысле то, куда мы пришли сегодня, не имеет аналогов, это ставит вопрос, где мы находимся", – заметил профессор Межевич.
Инклюзивность против культуры отмены
На протяжении последних двух лет коллективный Запад проводит политику "отмены" всего, что связано с Россией и Белоруссией. Более того, желающие выстраивать диалог с россиянами и белорусами европейцы подвергаются гонениям. Среди жертв травли – польская независимая журналистка Агнешка Пивар, пострадавшая из-за материалов о польско-российской дружбе и доброте россиян.
"Журналисты вроде меня, которые разговаривают с русскими и пишут о России, подвергаются остракизму в Польше. Кампания против меня началась после того, как я опубликовала серию материалов, в которых показала дружбу между нашими народами. В своих репортажах я указала, что русский народ – самая главная жертва коммунистического террора. Меня стали называть "кремлевским пропагандистом", "русским агентом", "путинским шпионом", – поделилась Пивар.
"В Польше это как гражданский смертный приговор, поскольку это предполагает исключение из общественной жизни. Я много раз приезжала в Россию в разные регионы. Собрав материалы, я написала объективные репортажи, которых нет ни в одном польском СМИ. В своих публикациях я настроилась показать то, что нас объединяет. Я пыталась найти возможные пути договориться и выйти из кризиса. В результате я испытала осуждение и атаку", – добавила она.
По словам Пивар, вице-президент Ассоциации польских журналистов Агнешка Ромашевская публично осудила коллегу из-за того, что она получила аккредитацию на пресс-конференцию президента Белоруссии Александра Лукашенко.
"Другой пример – я получила аккредитацию в Иране, о чем сообщила в социальных сетях. Один из польских журналистов предположил, что за моим отъездом в Иран стояли российские спецслужбы", – отметила Пивар.
Публичное осуждение и притеснение активистов, которые выступают за добрососедские отношения, уголовное преследование сотрудничающих с Россией – отличительные и крайне опасные характеристики политических режимов стран Балтийского региона.
"Когда происходит сама культура отмены и диалога, возникает дефицит коммуникаций. А дефицит коммуникаций – одна из предпосылок обострения проблемы региональной безопасности. Ведь без диалога каждый участник начинает воспринимать друг друга как потенциального врага. Дефицит коммуникаций также приводит к тому, что к власти приходят силы, которые начинают готовится к военному противостоянию. Принцип инклюзивности противоположен культуре отмены, и его можно положить в основу культурного сотрудничества", – заметил доцент кафедры международных отношений Белорусского государственного университета Игорь Авласенко.
Равноправие как главный принцип сосуществования
Страны Балтийского региона сегодня не готовы воспринимать Россию и Белоруссию как равноправных партнеров и участников диалога. Более того, как отметил научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии Петр Петровский, на Западе произошло четкое разделение остальных стран на друзей и врагов, и Прибалтика внесла восточных соседей в список безоговорочных "злодеев".
"Белоруссия и Россия – экзистенциальное зло, против которого надо вести борьбу, не рефлексировать, а просто вести борьбу. Людей, которые не проявляют солидарности мейнстриму, отключают из жизни общества. Это холодное мышление холодной войны достаточно четко проявляется", – заметил Петровский.
Несмотря на непростые политические и экономические отношения в Балтийском регионе, власти стран должны понимать, что они вынуждены существовать рядом, жить в одном пространстве. Страны региона не смогут долго игнорировать общие проблемы экологии, сохранения культурного и исторического разнообразия, изменения климата и многие другие.
Перестав делить всех на друзей и врагов, вернувшись к принципу равноправия, можно будет выстроить диалог и возродить мирную политику добрососедства в Балтийском регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.