Евросоюз готов уступить настойчивому требованию развивающихся стран компенсировать им потери и ущербы, причиняемые природными катастрофами.
Тем самым Старый Свет косвенно признает повышенную ответственность промышленно развитого Запада за изменение климата. У Брюсселя нет иного выхода из внешнеполитического тупика, кроме как обещать заплатить, что, естественно, означает увеличение расходов для всех государств европейского альянса.
Но в отличие от Брюсселя Вашингтон говорить о своей вине за наводнения, засухи и тайфуны не желает, что ставит европейских лидеров в сложное положение – с одной стороны, Евросоюз крайне нуждается в улучшении подпорченных отношений с развивающимися государствами, а с другой – не может себе позволить таких затрат и ссоры с Соединенными Штатами.
Накануне конференции ООН, посвященной изменению климата СОР 28, которая начнется 30 ноября в столице Объединенных Арабских Эмиратов, в Дубае, Евросоюз прилагает титанические усилия, чтобы заручиться поддержкой развивающихся стран.
Те не первый год требуют от стран Запада компенсировать страдающим от последствий потепления климата регионам потери и ущербы. Участившиеся и ставшие более разрушительными засухи, наводнения и тайфуны ежегодно обходятся наиболее страдающим от них небогатым странам в миллиарды евро.
На предыдущей климатической конференции, состоявшейся осенью прошлого года в египетском Шарм-эль-Шейхе, третий мир проявил настойчивость в своих требованиях, дав понять, что дальнейший разговор с Западом о "зеленой повестке" мало вероятен, если тот не возьмет на себя определенные финансовые обязательства.
Принципиальное решение о формировании фонда "потерь и ущербов" все же было принято, но его структура и управление более-менее определились лишь недавно на предшествующих конференции переговорах в Абу-Даби и по-прежнему неясно, кто и в каких пропорциях его будет пополнять.
Брюссель считает аксиомой, неопровержимо установленной истинной исключительно антропогенные причины потепления климата, вызывающие катастрофические последствия.
Это один из столпов современной политики Евросоюза, практически все поставившего на декарбонизацию экономики, на превращение ее из углеводородной в экологически чистую, и требующего от всего мира последовать его примеру под угрозой повышенных таможенных сборов и иных торгово-экономических санкций.
А потому, следуя элементарной логике, Брюссель должен признать и то, что промышленно развитые регионы планеты несут намного большую ответственность за загрязнение атмосферы, которое и вызывает потепление, чем страны развивающиеся.
Следует отметить, немного утрируя предысторию, что Англия, например, начала жечь каменный уголь в топках фабричных паровых машин 250 лет назад. В то время, когда население Африки и Азии, не в обиду им будет сказано, ничего, кроме костров, не жгли и еще долго не знали "радостей" исключительно грязных массовых производств металлов, химикатов и цемента.
Очевидно, что нынешние объемы промышленного производства, энергетики и транспорта, служащие основным источниками загрязнения атмосферы, многократно превосходят достижения третьего мира.
Соединенные Штаты признавать свою ответственность не хотят
В сложившейся геополитической ситуации добрые отношения с развивающимися странами стали особенно важны для Евросоюза, которому в растущих объемах необходимы и стратегические ресурсы, и поддержка "зеленой политики". Последнее может обеспечить ему глобальное лидерство на "новом пути человечества", расширенные возможности инвестирования и объемы торговли "зелеными" технологиями.
Его согласие компенсировать последствия изменения климата объясняется еще и тем, что вес и влияние Европы на мировой арене в последние годы заметно пошатнулись.
В частности, в результате конфликта между Западом и Россией, ставшей своеобразным олицетворением возможности реформировать к лучшему прозападное мироустройство. А к числу наиболее "свежих" причин похолодания в отношениях европейцев с остальным миром надо, несомненно, отнести еще и войну на Ближнем Востоке, в которой страны европейского альянса, как полагают, в частности, мусульманские столицы, взяли сторону Израиля.
Несколько дней назад недавно назначенный на пост комиссара по вопросам климата голландец Вопке Хукстра (его предшественник Франц Тиммерманс, по официальной версии оставил эту должность, чтобы поучаствовать в борьбе за премьерство в своей стране) заявил в ходе встречи с назначенным в ОАЭ президентом COP28 Султаном Аль-Джабером, что Евросоюз "готов объявить о существенном финансовом вкладе альянса и его государств-членов в фонд потерь и ущербов во время COP28".
Что подразумевается под "существенным", не поясняется и конкретные суммы, очевидно, еще станут предметом торга. Ранее решение о создании такого фонда с немалым трудом, но все же было принято, в том числе и Соединенными Штатами, которые однако буквально "вылизали" текст соглашения, убирая из него малейшие намеки на то, что они берут на себя какую-либо ответственность за изменение климата и обязуются пополнять создаваемый фонд какими-либо крупными взносами.
Представитель Вашингтона по вопросам климата Джон Керри заявил на днях о своей "уверенности" в том, что его страна внесет в фонд "несколько миллионов". Такие суммы, естественно, никого не воодушевили, но большего администрация президента Джо Байдена предложить пока не может и не хочет.
Конгресс США неодобрительно относится к предложению одобрить финансирование международных усилий по борьбе с изменением климата и, кроме того, Вашингтон настаивает на том, чтобы Китай и Саудовская Аравия также взяли на себя повышенные финансовые обязательства.
Пекин в ответ говорит о своей готовности помогать страдающим от изменения климата еще в большей степени, чем он это делает сейчас (его затраты на эти цели действительно велики), но только на двусторонней основе. Очевидно, что неожиданный для Соединенных Штатов "порыв" Брюсселя вызвал в Вашингтоне недовольство. А тот, в свою очередь, вряд ли рад обещанным США "нескольким миллионам" – чем меньше внесет трансатлантический партнер, тем больше придется платить Старому Свету.
Несмотря на очевидную вынужденность и, по большому счету, логичность этого шага, он может вызвать ропот и в странах самого Евросоюза. Сложно сказать, были ли все европейские столицы заранее информированы о том, что им предстоят немаленькие дополнительные траты, вызванные согласием Брюсселя сделать "существенный" взнос в фонд компенсации "потерь и ущербов", но по сведениям ряда информированных брюссельских изданий, комиссар Хукстра совершал турне во странам альянса с просьбой подготовить вклады.
Единственный, кто подтвердил согласие его страны эти деньги отдать фонду, был министр климата Дании Дэн Йоргенсен. Сказавший журналистам, что: "Мы были первой страной, которая пообещала деньги в прошлом году... и мы также будем готовы сделать это снова сейчас".
Реакция прибалтийских столиц на просьбу Брюсселя неизвестна, о визитах сюда комиссара Вопке Хукстра не сообщалось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.