В пятницу, 1 декабря, эстонские СМИ транслировали высказывания министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкны относительно неприятной истории в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Председательство в ОБСЕ Эстонии не досталось, потому что агрессивная русофобия Эстонского государства наконец была по достоинству оценена руководством Российской Федерации, что и нашло отражение в определении очередного председателя в организации. В итоге этот пост теперь заняла Мальта.
В психологии человека есть такой паттерн поведения, который проявляется в случае невозможности достичь желаемое, – обесценивание объекта вожделения. Глава МИД Эстонии, похоже, переживает именно это состояние – "не очень-то и хотелось" или "это не так хорошо, как кажется".
Министр Цахкна, ранее заявлявший, что России в ОБСЕ нельзя уступать ни при каких обстоятельствах, выступил перед эстонской общественностью и рассказал, что Эстония "с Европейским союзом до конца стояли на своем" в вопросе председательства Эстонии в ОБСЕ, но "Россия заблокировала деятельность всей организации". По словам Цахкны, Эстония вместе с ЕС "вместе решили, что не будут блокировать Мальту", которую было предложено избрать председателем ОБСЕ вместо Эстонии на основе компромиссного предложения Северной Македонии.
Цахкна отметил "сильную инерцию" крупных стран – членов ОБСЕ и озвучил оправдание утраты Эстонией такой желанной главенствующей позиции в организации – право РФ на вето: "Председательство, если бы его как-то продавили силой, ничего бы не дало Эстонии. Мы бы там сидели и тратили огромные человеческие ресурсы, но ничего бы не добились". Будто министр Цахкна узнал про российское право на вето только в момент избрания председателя ОБСЕ.
По словам Цахкны, "Россия накладывает вето на все, а ОБСЕ принимает решения только на основе консенсуса". Такое обобщение не делает чести министру, поскольку формулировка "все" – это не объяснение конкретных ситуаций, а всего лишь констатация беспомощности Эстонии играть ту роль, которую она попыталась себе взять, не оценив объективно собственные возможности. Кроме того, "все" – это явное преувеличение в оценке реальности. Если бы Россия блокировала бы "все", ОБСЕ перестала существовать в принципе.
Ну а поскольку ситуация в ОБСЕ развернулась не в сторону ожиданий властей Эстонии, Цахкна объявил, что ОБСЕ утрачивает актуальность: "ОБСЕ должна обеспечивать безопасность в Европе, но она не в состоянии это делать, потому что один из ее членов проводит агрессию в Украине".
Министру, видимо, недоступна мысль о том, что не все в Европе понимают безопасность Европы так, как ее понимает Цахкна и правящая политическая элита в ЕС, а также части стран альянса, не говоря уже о простых жителях стран. Что, кстати, свидетельствует о неоднородности мнений в целом по Европе.
Во вторник, 28 ноября, Россия и Белоруссия наложили вето на утверждение Эстонии следующим председателем ОБСЕ в 2024 году, несмотря на то, что Эстония была единым кандидатом ЕС на этот пост и давно ожидала этой позиции. Маргус Цахкна ранее заявлял, что Эстония не должна снимать свою кандидатуру из-за российского вето и что председательство в ОБСЕ должно принадлежать стране-члену НАТО, вопреки желанию России. Однако, председателем ОБСЕ стала Мальта, которая не является членом Североатлантического альянса.
ОБСЕ является преемником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, учрежденного Хельсинкским заключительным актом в 1975 году, и занимается, в основном, вопросами безопасности. Штаб-квартира организации находится в Вене. В ОБСЕ входят все демократические страны Европы, США и Канада, а также государства, образовавшиеся после распада СССР.