Конфликт в ОБСЕ: позиция Таллина доказала его политическую незрелость

Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна

Алексей Языков

Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна ведет себя, как обиженный ребенок, у которого взрослые дяди и тети отняли любимую погремушку.

Глубокую обиду Таллина и лично министра иностранных дел страны Маргуса Цахкна можно по-человечески понять. Самомнению, вере правительства республики и главы ее внешнеполитического ведомства в преданность могучих союзников нанесен болезненный удар. Ими откровенно пренебрегли ради поддержания жизнеспособности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Вместо Эстонии новым председателем этой организации стала, как известно, относительно нейтральная Мальта, кандидатуру которой признали приемлемой все ключевые участники оказавшейся в тупике организации.

Ранее Россия и Белоруссия воспользовались своим правом вето, чтобы лишить враждебно настроенного Маргуса Цахкна возможности угнездиться в кресле главы ОБСЕ. Обида понятна и естественна, но нельзя понять хамоватые комментарии Цахкна и двух его прибалтийских коллег с точки зрения здравого смысла и реальных, а не воображаемых, интересов и Европы, и всего международного сообщества.

"Мы не откажемся от своей возможность быть председателем по причине того, что Россия может диктовать, кто им подходит", – заявлял Цахкна ранее, еще до того, как на председательство Эстонии было наложено вето, но уже после того, как практически всем странам ОБСЕ стало ясно, что надо срочно искать замену Эстонии ради сохранения организации.

Уязвленного эстонского министра будущее крупнейшей в мире региональной совещательной платформы – единственного оставшегося, кстати говоря, места для возможных переговоров между Западом и Россией – похоже, не особенно волнует. Цахкна говорил соотечественникам, что Таллин не намерен подчиняться "давлению агрессора", что "мы, конечно, не согласны искать кандидата, который подходил бы под условия России.

"Это принципиальная позиция не только потому, что Эстония – очень хорошая страна-председатель, но и потому, что мы не можем допустить такой культуры в международной организации, где страна-агрессор и страна, которая ведет геноцид и депортирует детей, начинает диктовать в очень важной организации, кто, какая страна и на каких условиях их устроит", – хорохорился упрямый министр, перечисливший все, какие только смог себе вообразить, обвинения в адрес россиян.

Еще уверял, что заручился поддержкой своей "принципиальной" позиции у "всех партнеров". Под "всеми", имея, вероятно, в виду латыша и литовца, или же по наивности своей счет твердым обещанием поддержки со стороны других европейских министров их туманные уверения в том, что они "разделяют его возмущение".

"Любое решение, принятое под диктовку России, для Эстонии неприемлемо. Мы также являемся полноправным государством-членом и имеем право сказать здесь свое слово", – разорялся Цахкна. Теперь, после всего случившегося, то есть после того, как выяснилось, что слово Эстонии интересует подавляющее большинство других стран ОБСЕ в сложившейся ситуации лишь постольку-поскольку и что союзники легко пожертвуют ее самолюбием ради сохранения порядком дискредитированной, но все же необходимой организация, что теперь станет делать наговоривший много лишнего Цахкна.

Эстония покинет ОБСЕ, потому что организация якобы подчинилась давлению "агрессора"? Вряд ли. Проще заменить министра иностранных дел, чтобы выйти из щекотливой ситуации.

Кто именно подрывает "единство запада" – большой вопрос

Самым умным в положении Цахкна было бы, естественно, понять "намеки" союзников и в верный момент взять самоотвод, переуступив свою очередь председательствовать другой, компромиссной стране.

Тогда Таллин и в самом деле выглядел бы сейчас жертвой, но жертвой мудрой и прозорливой, готовой поступиться своими интересами в конфликтном вопросе ради высоких целей и блага союзников. Цахкна был бы оценен, обласкан и вознагражден какой-нибудь малоизвестной, но солидной американской премией. Ныне же он выглядит неумным и, что еще, должно быть, обиднее – забавным в своей бессмысленной ярости.

Да еще и это совместное заявление прибалтийских министров об отказе участвовать во встрече стран ОБСЕ под предлогом того, что на нее приедет российский министр Сергей Лавров. В своей "декларации беспомощности" эстонский, латвийский и литовский "главные дипломаты", кстати, умудрились ни разу не упомянуть и, тем более, как-то задеть ту страну, которая сказала решающее слово при выборе между коллапсом ОБСЕ и принесением в жертву самолюбия Эстонии. То есть о Соединенных Штатах.

Как сообщалось, при посредничестве Северной Македонии Москва и Вашингтон согласовали кандидатуру не состоящей ни в каких военных блоках Мальты. И македонцы выдали визы Лаврову и его команде, заручившись потихоньку одобрением Вашингтона и Брюсселя.

"В ...совместном заявлении министры иностранных дел стран Балтии заявили, что не будут присутствовать на встрече Совета министров ОБСЕ в Скопье..., если на ней также будет присутствовать министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Место Лаврова – в специальном трибунале, а не за столом ОБСЕ, – не успокоившись и явно слишком увлекшись ролью обличителя, заявил уязвленный Цахкна. – Россия воспользуется этой возможностью для распространения своей пропаганды и подрыва единства Запада".

Слова насчет якобы творимых россиянами на Украине ужасов, так же, как и изречение относительно "специального трибунала" (о каком трибунале вообще идет речь) внимания, не заслуживают в силу того, что представления министра Цахкна несовместимы с реальностью и принципом презумпции невиновности. А вот очередное изречение относительно "подрыва единства Запада" достойно упоминания. Весь Запад собрался в Скопье, считая, очевидно, эту встречу важной. Но вот прибалтов там нет. Так что еще большой вопрос, кто именно подрывает это самое "единство".

Министру Цахкна следовало бы зазубрить изречение финской коллеги

Возможно, даже продемонстрировавшие в очередной раз свою политическую незрелость прибалтийские министры знают, что за настоящим, каким бы радостным или, наоборот, мрачным оно не было, обязательно, как бы это банально не звучало, наступает "потом". О котором очень желательно позаботиться уже сейчас в той же манере, как тот же Цахкна, наверное, заботится об отчислениях в пенсионный фонд, дабы в старости ни в чем себе не отказывать, и о будущем своих детей.

Трудно себе представить, что эстонский министр иностранных дел и его прибалтийские коллеги не осознают необходимости думать не только о следующих выборах, но и о будущем своих стран, а заодно и о будущем Европы. Военные действия на Украине так или иначе, но обязательно закончатся, и тогда случится уже упомянутое "потом" – настанет время "собирать камни" и переоценивать приоритеты.

Правда, при самом мрачном сценарии развития противостояния Запада и России, то есть если вступившие в противостояние миры и культуры не сумеют как-то договориться о дальнейшем мирном сосуществовании и сотрудничестве, будущее может для Эстонии и не наступить, чему нагнетающее ситуацию конфронтации эстонское правительство почему-то считает правильным содействовать. Но о таком трагическом завершении всех дел и забот даже думать не хочется.

Мирное будущее по очень многим причинам намного предпочтительнее. И придется договариваться о том, каким оно должно быть, чтобы все европейцы чувствовали себя более-менее спокойно. ОБСЕ, как уже неоднократно отмечалось, осталась единственной международной организацией, на платформе которой коллективный Запад и Россия могут общаться и, следовательно, смогут о чем-то договориться. Прибалты, очевидно, полагают, что в договоренностях нет необходимости.

Пожалуй, лучше всех (и наиболее уничижительно, если вдуматься) на прибалтийские заявления ответила министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен. Дружественным по отношению к Москве Хельсинки сейчас никак не назовешь, тем не менее член правительства вступившей в НАТО страны, демонстрируя, в отличие от прибалтийских коллег, понимание ситуации, считает необходимым участвовать во встрече в Скопье.

"ОБСЕ была основана почти пол века назад в Хельсинки как место встречи между Востоком и Западом, а не как организация государств-единомышленников", – заявила журналистам финский министр, фактически дав отповедь министру Цахкна.

Обиженный министр иностранных дел Эстонии и неумная позиция ее правительства вынуждает вновь задуматься о том, как долго маленькая страна Балтии, вцепившаяся в свой страх перед воображаемой агрессией России, собирается жить в состоянии противостояния, милитаризации, закрытых границ, враждебности, в постоянной готовности к вооруженному конфликту и со свернутыми торгово-экономическими связями? В собственном виртуальном мире, где она выступает в роли вечной жертвы на заклание.

Как долго эстоноземельцы в состоянии все это выдерживать психологически и экономически? Пока Россия не изменится так, как нам это нравится – таким выглядит ответ на все эти вопросы. Но так не будет. Будет как-то иначе. Как именно, еще предстоит договориться, когда наступит время собирать камни. Для Эстонии важно, чтобы ей оказалось по силам поднять свой "камень".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме