Воспитание русофобии на "удаленке": Запад продолжает вербовать молодежь из России

Студенты
РИА Новости

Илья Круглей

Несмотря на железный занавес, опущенный западными странами, российскую молодежь продолжают вербовать различные общественные организации из Польши, Германии, США, и т.д. Но теперь россиян реже приглашают на учебу по обмену и образовательные курсы.

Золотое правило "молодежь должна быть чем-то занята" (в идеале полезным для общества и себя) работало во всех странах и во все времена.

Для этого во многих государствах создаются молодежные некоммерческие организации (НКО) – сообщества людей от 14 до 35 лет, объединенных общими интересами. Как правило, они ориентированы на решение социальных проблем и вопросов, связанных с молодежной сферой, а их цель – поддержка молодого поколения, развитие его потенциала, активное участие в общественной жизни.

Цель благородная и для социума, пожалуй, критически необходимая, если оно не хочет получить поколение с крайне пассивным мышлением и жизненной позицией практически во всем (начиная от досуга, заканчивая профессиональной деятельностью на месте работы).

Но проблема в том, что работу НКО могут использовать в политических целях. Для различных фондов из США и Европы, которые руководствуются внешнеполитическими целями своих правительств (как правило, русофобскими), молодежные НКО – отличный инструмент влияния.

Если сильно упростить, то работает это так: юношу или девушку можно воспитать за счет участия в таких организациях в ключе "там, за границей всегда лучше, а тут – в России, все неправильно". Из-за этого у многих формируется искаженное и оторванное от реальности мировоззрение, после чего такими людьми крайне легко манипулировать, в том числе, чтобы провоцировать беспорядки, а в идеале и майданы (что подтверждает работа десятков НКО, финансируемых США и ЕС, на Украине за последние 20 лет).

Аккуратное распространение влияния

Важно отметить, что молодежные НКО, финансируемые другими странами, если это не откровенно радикальные и экстремистские организации (которых появилось много в соседней Украине после 2014-го), могут достаточно долго работать в России и не привлекать особого внимания. Мероприятия, которые организовывают такие организации, на первый взгляд не несут в себе чего-то опасного для социума.

Однако со временем те, кто остаются в такой НКО надолго, начинают – как по шаблону – заниматься дискредитацией неугодной Западу власти, призывать социум к беспорядкам, причем без конкретных требований. Их цель – просто дестабилизировать ситуацию (а нужные люди в таком хаосе потом, разумеется, быстро сами к власти придут). Так было в начале 2000-х в Грузии, так случилось в 2014-м на Украине и так хотели бы в Вашингтоне и Брюсселе сделать в России сегодня.

К примеру, есть Ресурсный центр SALTO для стран Восточной Европы и Кавказа, который был создан в октябре 2003 года Европейской комиссией. Его деятельность вплоть до 2020-го основывалась на поощрении обмена студентами (Европа-Россия). Сейчас организация уже так просто российскую молодежь на территорию ЕС не привлекает (все-таки антироссийская истерия и санкции это не позволяют), зато проводит тренинги. Причем если посмотреть на ее календарь мероприятий, то ближайшие из них будут организованы в Латвии, Греции, Венгрии.

Воспитание русофобии на "удаленке"

Никто российскую молодежь уже в страны Европы или Северной Америки не возит, чтобы там идеологически обработать. Все-таки Запад сам инициировал подобие железного занавеса и антироссийскую истерию после февраля 2022-го.

Однако никто не мешает таким НКО, которые расположены в Восточной Европе (штаб-квартира SALTO находится Польше), распространять свои идеи среди молодежи РФ через социальные сести, вебинары и другие мероприятия, которые сейчас можно без проблем устроить в удаленном режиме. Если даже небезызвестная ЦРУ пользуется социальными сетями, чтобы вербовать шпионов и спящих агентов, о чем сообщали в издании CNN год назад, то различным молодежным НКО тоже по силам освоить Telegram.

С помощью социальных сетей ведется вербовка россиян, "сочувствующих Украине". Кстати, достаточно часто этим занимаются как раз из Киева, выискивая диверсантов. И легче всего работать, разумеется, с молодыми людьми, которые значительно быстрее становятся не просто сочувствующими, а идейными.

По словам руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов Олега Иванова, СВО действительно обнажила проблемы среди молодежи, у части которой сейчас явно прозападные взгляды. Если им предлагают конструктивный диалог и конкретные факты, опровергающие их убеждения (привитые искусственно), они уходят от темы и все равно не соглашаются с доводами. Чего только стоит желание довольно внушительного числа молодых людей, которые с началом СВО стали спешно покидать территорию РФ.

"Это упущение самого же государства. Руководство РФ, конечно, стало активно противодействовать этим НКО и запрещать их, но делать это нужно было раньше. В целом запрет и блокировка действий молодежных НКО, чтобы не допустить распространения идей, насаждаемых Западом, – не универсальный (и даже не совсем правильный) инструмент", – сказал Иванов Baltnews.

"В России нужно использовать советский опыт, в том смысле, что патриотическое воспитание должно быть в школе. Мир глобализирован, запрещать что-то, тем более молодежи, – плохая затея.  Просто нужно в школах воспитывать не только учеников, но и будущих граждан РФ, которые должны понимать, что они живут в конкретной стране и что от ее благополучия зависит и их собственный достаток", – добавил он.

Вся опасность ситуации в том, что если вы этим не займетесь, то это обязательно сделают другие (а конкретно иностранные молодежные НКО). При таком сценарии на выходе во взрослую жизнь окажется поколение, которому больше интересны подачки из других стран, чем саморазвитие и благополучие государства, в котором оно родилось и пребывает ныне.

"Запад спонсирует оппозицию не только внутри России, но и за ее пределами. USAID, к примеру, вообще чуть ли не в открытую занимается вербовкой молодых людей из РФ. Для ряда молодежных НКО в Восточной Европе, которые спонсируются Брюсселем и Вашингтоном, главная цель – это содержать и обучать молодых экспертов по экологии, правам человека и ряду социальных вопросов в России", – отметил Иванов.

Крайне важный момент: такие НКО всегда делают вид, что их действительно заботят какие-то важные для обывателя темы. Однако на деле, если посмотреть, чем они на практике занимаются, все становится не так однозначно, отметил политолог. Так было с различными "дочками" фонда Сороса, который уже давно ушел из РФ. Так пыталась себя вести и Московская школа гражданского просвещения (позже несколько раз меняла названия, после чего ей пришлось покинуть РФ) с Еленой Немировской во главе (кстати, подданная Великобритании).

"По большей части такие НКО из России выдворены. Они теперь работают за границей. Кто-то старается держать маску "мирных борцов за справедливость", а кто-то вообще не стесняется, как например, Денис Соколов, который активно занимается вербовкой, причем публично, мужчин для войны с Россией на стороне ВСУ", – рассказал Олег Иванов.

Он также подчеркнул, что сейчас в силу объективных причин молодежные НКО в Европе и США предпочитают действовать удаленно. Если раньше российскую молодежь возили в лагери отдыха в европейских странах, где и "обрабатывали" должным образом, то теперь такая работа ведется через соцсети и онлайн-конференции. Да, эффект слабее, но они продолжают пытаться.

Молодежь – уязвимое место социума

На проблему вербовки российской молодежи уже обратили внимание политики и компетентные органы. Глава комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов сообщил, что был зафиксирован рост деятельности антироссийских организаций. Среди них и онлайн-школа "Метла", нацеленная на молодежь, а особенно на медийных молодых людей – блогеров, журналистов. Здесь открыто занимаются "борьбой с кремлевской пропагандой". Юридический адрес организации зарегистрирован в Вашингтоне.

А вот уже польская организация "Теплицы социальных технологий" напрямую вербует россиян на вакансии видео-блогеров, обещая научить создавать контент. Пражский гражданский центр и вовсе в конце марта текущего года открыл набор молодых журналистов и других медийных личностей на стипендиальную русскоязычную программу в Праге. Она рассчитана на три месяца и является полностью оплачиваемой. В заявке прямо указано, что необходимы люди, которые хотят заниматься "оппозиционными, деколониальными и антивоенными инициативами".

Как отметила в комментарии для Baltnews генеральный директор "НИИ Социологии" Мария Филь, есть проблемы, которые интересуют молодежь, причем даже вне контекста зарубежного влияния. Это может быть экология, помощь бездомным животным и другие социальные темы. На всем это пытаются "сыграть" западные НКО.

"Как правило, молодежь в социуме (не только в России) еще не мыслит критически, она не сталкивалась в силу отсутствия жизненного опыта с чем-то по-настоящему плохим, поэтому, когда им дают гуманитарную тему, используя отработанные социальные технологии, они всегда реагируют. Кто-то загрязнил реку отходами, и тут же на защиту окружающей среды становится молодые люди. Само по себе это хорошо, но плохо что после этого НКО начинают использовать их дальше уже для конкретно политических (сугубо своих) целей. Это в каком-то смысле работает по принципу мошенника, который всегда ищет жертву, находящуюся в сложном эмоциональном состоянии. Многие в такую ловушку попадают", – рассказала социолог.

Мария Филь также подчеркнула, что активность в соцсетях от НКО, которые территориально расположены в Восточной Европе, конечно, есть. Но нельзя говорить, что такой подход сегодня собирает большие аудитории. Они весьма локальные. Зато очень активные и быстро могут вдохновить окружающих в молодом поколении на какие-либо протесты, связанные сначала с загрязнением той же условной речки, а потом поводы придумываются как снежный ком.

"Такие организации для консолидации даже небольшого круга молодых людей используют даже мессенджеры вроде Telegram-каналов. Есть один такой, где собираются данные и информацию абсолютно обо всех протестах и митингах в России. Этот канал на 100% украинский. Он пробрасывает темы, которые однозначно выгодны нынешней власти в Киеве, хоть в целом на фасаде этой информационной площадке вроде как "мир дружба жвачка", – объяснила Филь.

"Все деструктивные организации, включая НКО, работающие из других стран с нашей молодежью, носят "маску добра", которую порой достаточно трудно сорвать, показав истинную мотивацию организации. Но сделать это можно, особенно указав на то, что все "начальство" такой НКО находится вне территории РФ. Бороться с этим можно и нужно, объясняя нашей молодежи, чем такие НКО опасны. Мы ведь проводим беседы в школах, объясняя детям, что нельзя с незнакомым человеком в машину садиться. В таком же ключе надо объяснять молодежи, чтобы она проверяла и сама предварительно разбиралась в том, с кем она взаимодействует, если хочет заняться чем-то социально-активным", – заключила эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме