Риторика Владимира Зеленского, который еще полгода назад утверждал, что ни за что не будет договариваться с Россией (мол, только возврат к границам 1991 года и репарации со стороны Москвы), дала трещину.
Через месяц после провала первого "мирного саммита", украинское правительство сообщило о намерении организовать второй, но на этот раз позвать на него и Россию. Почему мнение украинского лидера изменилось так внезапно? Это попытка немного улучшить положение демократов перед выборами в США? Стремление поднять собственный рейтинг среди уставшего от войны населения? Или желание запрыгнуть в "последний вагон уходящего поезда" на фоне неудач на фронте?
Формальный флажок о начале мирного процесса
"Мирный саммит", организованный уже не легитимным президентом Украины Владимиром Зеленским в Швейцарии в июне 2024 года, ожидаемо провалился.
Западные страны даже не потрудились сделать вид, что заинтересованы в таком ходе событий, отправляя вместо глав государств мелких чиновников. И их можно понять – сама суть мирного саммита была нарушена еще до его начала, так как на это мероприятие не позвали одного из участников конфликта, то есть Россию.
Кажется, что Зеленский учел ошибки прошлого и недавно заявил, что хотел бы, чтобы представители РФ присутствовали на втором мирном саммите, который будет заключаться в трех встречах – по энергетике в Катаре, по морскому коридору в Турции и по гуманитарным вопросам в Канаде.
Почему риторика изменилась так внезапно? Казалось бы, еще недавно Зеленский отвергал саму возможность диалога с Москвой. Но к этой ситуации как нельзя лучше подходит поговорка про отчаянные времена, которые требуют отчаянных мер.
Если посмотреть на карту военных действий, то становится понятно, что дела у Киева, несмотря на все западное вооружение, не так уж и хороши. Только за неполный июль ВС РФ взяли под контроль поселки Сокол, Новопокровское, Новоалександровка и Восход в ДНР, Степовая Новоселовка в Харьковской области; Крынки в Херсонской области;
Казалось бы, это всего лишь мелкие населенные пункты, причем в большинстве из них не осталось даже населения. Но многие из этих маленьких побед открывают возможности для дальнейшего успешного наступления. Так, контроль над Степовой Новоселовки в Харьковской области позволил начать продвижение на Купянск (расстояние от этого населенного пункта до российских войск составляет всего 10 км).
Тот факт, что ВСУ (как всегда без официального объявления) оставили херсонские Крынки, вообще можно считать знаковым. Это село на левобережье Днепра было взято под контроль ВС РФ еще в первый день конфликта, а 6 июня 2023 года полностью затоплено после подрыва Каховской ГЭС. Здесь ВСУ пытались создать плацдарм на левом берегу Днепра для контрнаступления в 2023 году.
Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо в ноябре 2023 года назвал Крынки "огненным адом" и сообщил, что среднее время жизни солдата ВСУ в этом районе – около двух дней. Кстати, украинские СМИ внезапно проговорились о потерях в этом районе. Оказалось, что из Крынок не вернулись 1050 человек, из которых 788 числятся пропавшими без вести (вероятно, чтобы не платить семьям погибших солдат компенсацию и пенсию по потере кормильца).
Если объединить все эти факты, то выходит, что Киев продолжает терять территории, отправляя своих бойцов на бесславную, а главное бессмысленную смерть. По крайней мере, западные СМИ считают, что Зеленский решил позвать Россию на новый мирный саммит в ноябре именно по этой причине – множественные поражения на линии фронта.
В издании La Dépêche французский дипломат Жан де Глиниасти отметил, что Зеленского "поджимает время". По его словам, украинский лидер понимает, что если не начнет переговоры сейчас, то потом может быть уже поздно.
Впрочем, политолог, директор украинского Центра политического маркетинг Василий Стоякин отметил в беседе с Baltnews, что не считает ситуацию на фронте такой уж катастрофической для Киева.
"Ресурсов для того, чтобы продолжать войну до последнего украинца вполне достаточно, и длиться этот конфликт может еще очень долго. У киевского режима нет никакой срочности в заключении мирного соглашения. Предстоящие выборы в США, конечно, играют свою роль, но здесь все не так однозначно", – заметил Стоякин.
"Да, Трамп, скорее всего, станет следующим президентом, и у украинского руководства есть серьезные опасения насчет того, что он попытается каким-то образом разрешить этот конфликт. Но я в это абсолютно не верю. Наоборот, я ожидаю обострения ситуации, поскольку Байден, при всем его слабоумии, выглядит более острожным политиком", – добавил он.
Как отметил Василий Стоякин, от Зеленского сейчас действительно требуют начать хоть какой-то мирный процесс. И требуют этого демократы. Трамп сам собирается каким-то образом разрешить конфликт и большой вопрос – а нужен ли будет ему для этого Зеленский?
"Так что сейчас задача украинского лидера – поставить флажок. Показать, что он организовал мирный саммит, даже два! И даже Россию на него позвал! А потом развести руками: мол, Москва не явилась, но Киев сделал все, чтобы урегулировать конфликт дипломатическим путем", – заключил эксперт.
Никакой "формулы Зеленского" не будет
Если на первый "мирный саммит" Россию банально не позвали (что, кстати, стало поводом для шуток по всему миру), то на второй Москва, скорее всего, сама не явится.
Для начала следует отметить, что все разговоры Зеленского о намерении пригласить представителей РФ на саммит пока остаются разговорами (и может быть, ими и останутся в дальнейшем). Министр иностранных дел России Сергей Лавров уже дал комментарий по этому поводу, отметив, что никаких обращений к РФ по поводу второй мирной конференции по украинскому конфликту не поступало.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков тоже прокомментировал этот вопрос, отметив, что пока не понимает, что Владимир Зеленский подразумевает под вторым "саммитом мира", на который он хотел бы позвать Россию.
"Первый саммит мира вовсе не был саммитом мира. Поэтому, что он имеет в виду, наверное, надо сначала понять", – заявил Песков.
Заместитель главы МИД России Михаил Галузин и вовсе сомневается в мероприятии, анонсированном украинским лидером. По его словам, российская сторона наблюдает попытки поднять на будущих встречах ультимативную "формулу Зеленского". Он отметил, что это напоминает попытки мошенничества, и Россия не приемлет таких ультиматумов, соответственно, и в подобных "саммитах" участвовать не видит смысла.
В целом, если Зеленский считал, что в Москве должны упасть в обморок от счастья из-за того, что он соизволил позвать представителей РФ на какой-то саммит, то он сильно просчитался. На данный момент руководство РФ не демонстрирует стремления принимать участия в мероприятии, которое будет организовывать не совсем легитимный президент Украины.
И не последнюю роль здесь играет то, что он находится в весьма сомнительном статусе не очень официального главы государства. Конечно, как напомнил политолог Владимир Корнилов, субъектен Зеленский или нет – дело украинцев, а Владимир Путин уже подчеркивал этот момент. Они должны решать кто у них там легитимный президент.
"Но при этом, если Россия выйдет на какие-то договоренности, то вопрос легитимности нынешнего правительства действительно может оказаться значимым. РФ, как показали переговоры в Белоруссии и Турции, была готова к переговорам и до начала СВО, и после. Сегодня Москва тоже не отрицает возможность диалога – Путин подчеркнул, что стамбульские соглашения у него на столе, и он готов договариваться. Разумеется, с учетом изменений, которые произошли на фронте за это время", – сказал Корнилов Baltnews.
"Однако есть несколько факторов, которые заставляют российское руководство с настороженностью относиться к таким предложениям. Первый – ультимативная форма обращения Зеленского, который заявил, что РФ должна участвовать в мирном саммите. На деле же Москва ничего ему не должна и согласна обсуждать условия перемирия точно не на основаниях знаменитой "формулы Зеленского", о которой, кстати, в последнее время подозрительно не упоминают", – добавил он.
При этом Владимир Корнилов считает, что договариваться напрямую с Америкой тоже не выход. Даже если Трамп, который в этом году может стать президентом США действительно хочет закончить этот конфликт.
"Россия должна договариваться с тем, кто будет отвечать за поставленные на бумагах подписи. Конечно, в Москве понимают, кто реальный хозяин, но при этом заключить соглашения с Трампом, Байденом или даже со всем Белым домом – не лучшая идея. При таких договоренностях в случае нарушения перемирия украинской стороной, привлечь к ответственности ВСУ не получится, ведь Киев ничего не подписывал. В прошлом Германия и Франция тоже ставили свои подписи на Минских соглашениях, выступая гарантами. И чем это помогло? Конечно, договариваться будут РФ и США, но формальную подпись должна поставить и Украина", – заключил Корнилов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.