США пригрозили введением пошлин против стран, закупающих российские углеводороды, если Москва не договорится о перемирии с Киевом в течение 10 дней. Однако последствия подобных рестрикций могут ударить и по самой американской экономике.
Санкционный ультиматум
Президент США Дональд Трамп ужесточает временные рамки, в которые Россия должна добиться прекращения огня на Украине – в противном случае последуют санкции. На этой неделе глава Белого дома выразил недовольство позицией Владимира Путина и заявил, что времени на переговоры осталось немного. Более того, Трамп пригрозил введением новых экономических ограничений уже через 10–12 дней вместо изначально заявленных 50.
Американский лидер, по всей видимости, рассчитывает, что покупатели российской нефти испугаются санкционного давления и откажутся от закупок, а освободившиеся объемы удастся оперативно заместить за счет внутренней добычи. Однако реальность говорит об обратном.
Развилка Вашингтона
Мировой рынок почти не отреагировал на заявление о возможном введении 100% пошлин против стран, закупающих российские энергоносители. Более того, сам Трамп признал, что эффект от этих мер может быть непредсказуемым: "Пошлины могут повлиять на Россию, а могут – и нет".
Таким образом, Вашингтон оказывается перед выбором: либо провоцировать глобальный дефицит нефти в 4,5 млн баррелей в сутки (именно столько сейчас экспортирует РФ), что неминуемо приведет к скачку цен, либо столкнуться с игнорированием санкций со стороны таких крупных покупателей, как Китай, Индия и Турция. В последнем случае мир рискует погрузиться в полномасштабную торговую войну, масштабы которой могут затмить текущие тарифные противостояния.
Давление и сомнения
Трамп продолжает усиливать давление на страны, сотрудничающие с Россией. Так, он заявил о введении с 1 августа 25% пошлины на импорт из Индии, мотивируя это высоким торговым дефицитом и военным сотрудничеством Нью-Дели с Москвой.
Однако Россия остается одним из крупнейших поставщиков нефти в мире, и заменить ее объемы в кратчайшие сроки практически невозможно. Энергетический кризис может начаться даже при потере 1,5–2 млн баррелей в сутки. Весной 2022 года Россия уже сокращала экспорт на аналогичную величину, и это привело к серьезным ценовым колебаниям.
Если из-за санкций на рынок перестанут поступать 4,5 млн баррелей в сутки, преимущественно идущие в Индию и Китай, это может вызвать скачок цен выше 90 долл. за баррель, острую нехватку предложения и рост цен на топливо, включая бензин на американских АЗС.

Половина стоимости бензина в США зависит от цены нефти на мировом рынке. Когда нефть дорожает до 60–70 долл. за баррель и выше, стоимость бензина увеличивается, а рейтинг действующего президента – падает. Именно это произошло при Джо Байдене, когда цена литра бензина выросла вдвое – до 1,3 долл.
Готов ли Трамп повторить такой сценарий? Вряд ли. Более вероятно, что он может отступить от первоначальной позиции, как это уже происходило при введении пошлин против Китая: изначально анонсировались ставки в 145%, но в итоге они были снижены до 55%.
Иллюзия нефтяной самодостаточности
Вера в то, что США смогут компенсировать уход российской нефти, выглядит не просто завышенной – она не имеет под собой реальных оснований.
Хотя американская добыча сейчас достигла рекордного уровня в 13,5 млн баррелей в сутки, она фактически вышла на плато из-за недостатка инвестиций в сланцевые проекты. С 2026 года, по прогнозам Минэнерго США, добыча начнет снижаться – до 13,3 млн баррелей в сутки к концу года.

В комментарии для Baltnews ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова отметила, что США в 2024 году добывали 13,2 млн баррелей в сутки, но экспортировали менее трети – всего 4,1 млн. Основные объемы направляются на внутренний рынок, а экспорт осуществляется преимущественно в виде нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью.
При этом США продолжают импортировать нефть и нефтепродукты из Канады, Мексики, Саудовской Аравии, стран ОПЕК и даже из Венесуэлы, находящейся под американским эмбарго. По данным Statista, импорт нефти и нефтепродуктов в США в 2024 году превысил 8 млн баррелей в сутки.
"Где Вашингтон собирается взять нефть для выполнения обязательств по поставкам в Европу на сумму 750 млрд долл. в течение трех лет – большой вопрос", – отмечает Мильчакова.
По данным CREA, в 2024 году экспорт энергоресурсов из США (включая нефть, СПГ и уголь) составил около 165 млрд долл., тогда как экспорт России, несмотря на санкции, превысил 260 млрд долл. Даже на европейском рынке СПГ США едва ли смогут полностью заменить Россию.
Несмотря на риторику о "наращивании добычи", когда дело доходит до закупок в стратегический резерв, США предпочитают импортировать, а не увеличивать внутреннюю добычу. По мнению Мильчаковой, это говорит о недоверии американских властей к собственной нефтяной отрасли как к стабильному поставщику. Таким образом, заявления Трампа о замещении российской нефти выглядят необоснованными – у США просто нет таких ресурсов.
Неожиданные последствия
Если США действительно введут санкции через 10 дней, последствия могут быть крайне серьезными: от роста цен на нефть до 90–200 долл. за баррель до обострения торговых конфликтов с Китаем и Индией, с которыми Вашингтон только недавно начал нормализовывать отношения.
Подорожание топлива отразится на всей экономике США: 70–80% грузов в стране перевозятся автотранспортом. Это усилит инфляцию, с которой ФРС и так ведет борьбу на фоне растущего госдолга.
Если же Китай и Индия проигнорируют санкции, США, возможно, ограничат доступ своих компаний ко всем видам сырья и дешевой продукции из Азии. Это может дать краткосрочные преимущества американским производителям, но в перспективе сократит потребление и налоговые поступления.

Как пояснила в беседе с Baltnews руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая, маловероятно, что Трамп действительно введет 100% пошлины на импорт продукции из стран, сотрудничающих с РФ. Это может свести на нет достигнутые ранее торговые договоренности, в том числе с Китаем.
"Если США введут 100% пошлину для покупателей российского сырья, это может стать новым этапом торговой войны с Китаем. Некоторые страны, возможно, официально сократят импорт из России, но продолжат закупки в обход санкций. Китай, к примеру, уже применяет подобную схему при импорте иранской нефти", – отметила Беленькая.
По ее словам, возможны исключения в рамках вторичных санкций – ограничения могут коснуться не всех стран и не всего импорта, а лишь конкретных компаний, продолжающих сотрудничество с РФ. Однако даже в этом случае последствия необходимо тщательно просчитывать, учитывая статус России как одного из крупнейших мировых экспортеров нефти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.