Тарифы против Индии за покупку российской нефти, но ни одного пошлинного удара по самой России. Жесткий ультиматум с 10-дневным сроком, а по его истечении – личное приглашение для главы РФ. На чем основаны эти внешнеполитические "американские горки"?
Впервые с 2021 года лидеры России и США встретятся лично – переговоры пройдут в пятницу в Аляске. И это при том, что риторика хозяина Белого дома в последние недели была откровенно антироссийской. На практике же все оборачивается иначе: резкие заявления остаются словами, а реальные действия идут вразрез с ними.
Показательный пример – решение ввести дополнительные 25-процентные пошлины против Индии, крупнейшего покупателя российской нефти, в то время как санкции против Москвы так и не последовали. Хотя с конца июля Трамп уверял, что у России есть всего 10–12 дней на перемирие с Украиной, иначе Вашингтон "накажет" и Москву, и всех покупателей ее нефти. Срок прошел, но вместо "карательных мер" последовало приглашение Путина на встречу, предварительно отправив в Москву спецпосланника Стива Уиткоффа.
Трамп и раньше удивлял крутыми разворотами во внешней политике, но нынешний зигзаг выделяется даже на фоне его привычных маневров.
Хотел наказать – но передумал
11 августа на пресс-конференции в Белом доме Трамп признался, что не стал вводить санкции против РФ, так как получил сигнал о готовности к переговорам.
"Я собирался сделать гораздо больше, но мне позвонили и сказали, что они хотят встретиться. Посмотрю, о чем хотят поговорить", – сказал он.
Фактически, президент США в очередной раз продемонстрировал, что готов в любой момент сменить курс – без особых объяснений.
В начале августа сообщения о предстоящей встрече исходили в основном из Вашингтона. Об этом писали ведущие американские издания – от лояльных республиканцам до сторонников демократов. Но между публикациями в прессе и словами президента – целая пропасть. В конце июля Трамп заявлял, что "переговоры с Путиным ему неинтересны", сокращал сроки ультиматумов, а через неделю уже сам предлагал встречу.
7 августа он озвучил идею пригласить на нее и Владимира Зеленского, но на следующий день уже передумал. 9 августа объявил конкретную дату – 15 августа.
По словам политолога Владимира Корнилова, Москва давно заявляет о готовности к диалогу – и с США, и с Украиной, – но лишь при наличии реальных оснований.
"Трамп импульсивен, и это отражается во всем. Еще вчера он обвинял Европу в "обворовывании" Америки, а сегодня после сделки называет ее "прекрасным партнером". Так же было и с Зеленским, и с Макроном", – пояснил эксперт в разговоре с Baltnews.
Тема России – удобный инструмент давления на других
С начала 2025 года Вашингтон так и не ввел серьезных санкций против России, зато обложил пошлинами целый ряд стран, включая европейские, обязав их закупать американские углеводороды на 750 млрд долл. и инвестировать 600 млрд долл. в экономику США. Против РФ пошлины не введены – официально из-за "незначительного товарооборота". Однако тарифы получили даже страны с еще меньшими объемами торговли.

В итоге Россия часто фигурирует в риторике Трампа лишь как удобный предлог для давления на третьи страны. Яркий пример – тарифная война с Индией, где аргументом стала именно тема российской нефти.
Между тем, по данным экспертов, в Белом доме не исключают частичной отмены ограничений против российского нефтегаза. Причина проста: американский бизнес проявляет интерес к проектам в России, особенно в Арктике и на Дальнем Востоке, включая добычу нефти, газа и редкоземельных элементов, а также участие в развитии Северного морского пути.
"Сегодня интерес американских компаний к российским проектам велик. Но уступки Москвы будут прагматичными. Не исключено, что условием станет снятие санкций с нефтегазового сектора. На фоне таких тем вопрос Украины будет второстепенным", – отметил в разговоре с Baltnews глава Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко.
Трамп может снова изменить курс
История его президентства показывает: громкие заявления могут в любой момент смениться противоположными шагами. Для Москвы это не новость, но предстоящая встреча в Аляске может стать очередным тестом на то, кто в реальности управляет повесткой – импульсивность или холодный расчет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.