На третьем курсе факультета журналистики темой моего курсового проекта стал советский культовый журнал "Техника – молодежи". Мой отец в свое время буквально зачитывался им, и три длинных полки в его кабинете занимают подшивки этого издания. Роясь в архивах 60–80-х годов, я часто находила там рисунки тех самых ВИЭ, которые сегодня воплощаются по всему миру. Будто бы срисованные с фотографий из будущего…
Встречались и статьи на эту тему. В те времена и авторам, и читателям такое будущее казалось однозначным благом. И, кстати, не только в СССР, но и на Западе. Так почему же сегодня оно все чаще воспринимается как угроза? Что делает его "оружием"? Посмотрим, как обстоят дела с возобновляемой энергетикой в разных странах. Начнем, разумеется, с бывшего "гегемона" – США.
"Мы будем бурить, детка, и еще раз бурить!"
На фоне других громких инициатив Дональда Трампа мало кто обратил внимание на его первое решение в день инаугурации – 20 января 2025 года. Первым делом Трамп объявил о введении чрезвычайного положения в энергетическом секторе страны. Цитата, вынесенная в подзаголовок, – из его инаугурационной речи.
А уже 14 февраля он подписал указ о создании Национального совета по энергетическому доминированию. Согласитесь, название претенциозное. Руководить советом назначены министр внутренних дел Даг Бэргум и министр энергетики Кристофер Аллен Райт.
Обывателю проще воспринимать мировые процессы как столкновение личных амбиций лидеров: "Путин не простил", "Трамп обиделся", "Макрон испугался"… Будто речь идет о конфликте подростков. Но, как бы банально это ни звучало, каждое решение президента такой державы – это либо реакция на клубок проблем, либо попытка их предугадать. И не только самого президента, но и политических сил, стоящих за ним.
Энергетика, как не раз отмечалось, – основа любой экономики. Поэтому ЧП в энергетическом секторе с первого дня президентства свидетельствует: ситуация в стране крайне тяжелая.
Еще в 2015–2020 годах в США звучали мнения, что "Америка все больше напоминает СССР накануне развала". Потерю статуса "мирового гегемона" в последние два года там обсуждают почти открыто.
Существует целый комплекс системных проблем, ставящих под вопрос будущее США. Расовые и национальные противоречия: в ряде городов белое население стало меньшинством. Высокий уровень преступности и число заключенных. Огромное количество бездомных – по этому показателю США занимают второе место среди "цивилизованных" стран (1-е – Великобритания, 3-е – Чехия). Проблема наркомании также остается острой.
Финансовая ситуация – отдельный вопрос. В апреле текущего года госдолг США превысил 36,6 трлн долл. – это 122% ВВП. Ниже этого уровня показатель не опускается с 2013 года. В 2024 году на обслуживание долга было потрачено 949 млрд долл. У многих экономистов вызывает сомнение способность страны и дальше его обслуживать.

Ряд аналитиков предсказывает высокую вероятность рецессии летом. А министр внутренних дел уже весной публично предупредил о риске масштабных отключений электроэнергии. Другими словами, несмотря на внешнюю уверенность, страна балансирует на грани. И еще треть лета впереди…
Если "нарыв прорвется", могут активизироваться старые сепаратистские тенденции. Потомки конфедератов Юга вспомнят капитуляцию генерала Ли. Самодостаточный Техас может вновь заговорить о независимости. А жители Калифорнии – о том, что "хватит кормить Вашингтон!" Примерно как в Прибалтике конца 80-х – "хватит кормить Москву!"
"Во всем виновата "зеленая отрава"…"
Вот какие меры в области энергетики планирует Трамп во время своего второго срока:
- Отмена всех экологических ограничений, введенных администрацией Байдена. Это фактически означает отказ от "зеленого курса". Конгресс уже отменил федеральные налоговые льготы для сектора возобновляемой энергетики.
- По мнению сторонников Трампа, именно "зеленый курс" спровоцировал рост цен на энергоносители и инфляцию. В годы президентства Байдена инфляция достигла 9,1% в июне 2022 года – рекорд за последние 50 лет. Цены на энергоносители выросли вдвое.
- Увеличение добычи традиционных энергоресурсов, включая углеводороды на Аляске и отмену запрета на бурение на континентальном шельфе.
- Масштабная модернизация электросетей, давно не отвечающих современным требованиям.
- Возобновление работы закрытых АЭС, даже выведенных из эксплуатации.
Консультировать президента по этим вопросам – основная задача Национального совета. Также в его компетенцию входит внедрение малых модульных реакторов (ММР) и других перспективных ядерных технологий.
Последний шанс "гегемона"
ММР – это и есть попытка энергетического доминирования. Это установки мощностью до 300 МВт, примерно треть традиционного энергоблока, которые производятся на заводе и доставляются на место как конструктор. Они быстро монтируются, в том числе в труднодоступных районах.
Реализация всех заявленных планов под вопросом – Трамп всегда умел обещать. Но именно в сфере ММР США видят шанс вернуть утраченное лидерство. У них уже есть успешный опыт – реактор компании NuScale.

Конечно, между единичным примером и серийным производством – огромная пропасть. Но если США удастся обогнать "Росатом" и наладить массовый выпуск ММР, они смогут поставлять такие установки в небольшие страны с зависимыми режимами, где "зеленая повестка" может скоро рухнуть.
Условия не так важны – аренда, лизинг, даже бесплатно. Главное – обязательное участие американских специалистов в монтаже и обслуживании. Местных, особенно в странах Прибалтики, просто нет и еще долго не появится.
Такой сценарий может привести к полному превращению этих государств в "51-й штат". Именно Вашингтона, а не Брюсселя. Раскол между Старым и Новым Светом уже очевиден. Вопрос о введении ЕС не только антироссийских, но и антиамериканских санкций обсуждается. Подписание рамочной торговой сделки между ЕС и США еще не означает окончательного согласия.
Теряя Старый Свет, США будут укреплять влияние в Восточной Европе. Все эти шаги должны обеспечить стране дешевую электроэнергию, промышленную реанимацию и конкурентоспособность, в том числе в сфере ИПИ – искусственного псевдоинтеллекта (именно такой термин, по ряду причин, представляется более уместным).
И все это свидетельствует: зеленая энергетика в США фактически провалилась. При этом у страны есть все природные ресурсы: устойчивые ветра в Калифорнии и на Великих равнинах (почти четверть территории), солнце – на юге и юго-западе, геотермальные источники – в западных штатах, включая Аляску. Значит, отказ от "зеленой повестки" – не результат нехватки ресурсов. Это отражение глубокого системного кризиса.
Продолжение следует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.