МИД стран Балтии и другие государственные структуры, включая органы госбезопасности, постоянно предупреждают о рисках, связанных с поездками граждан в "небезопасные для туризма Россию и Белоруссию". Однако люди продолжают ездить.
Автор этого материала не раз писала о планах прибалтийских столиц установить на восточных границах своего рода "железный занавес", чтобы "обезопасить" граждан от "рисков вербовки во время путешествий", а также ограничить приток российских и белорусских туристов.
Несмотря на постоянные предупреждения, как их трактуют спецслужбы, тысячи людей продолжают выбирать восточные направления – в том числе и для отдыха, который официально предлагают туроператоры, зарегистрированные в Латвии, Литве и Эстонии. Но, похоже, планы Риги, Вильнюса и Таллина начинают воплощаться в жизнь: препятствий на границах с Российской Федерацией и Республикой Беларусь становится все больше.
Конечная: автобус дальше не идет
К середине августа каждая прибалтийская республика отметилась недружественными мерами в отношении восточных соседей. Больше всего досталось России, что объяснимо: с ней граничат все три страны Балтии, тогда как Белоруссия – только с Латвией и Литвой.
С 2 мая официальный Вильнюс не только продлил до 2026 года национальные санкции, действующие с весны 2023 года в отношении граждан РФ с ВНЖ в Литве, но и ужесточил их. Согласно новому законодательству, россияне теряют вид на жительство, если в течение трех месяцев более одного раза посещают Россию или Белоруссию без веских причин.
Дополнительно, граждан РФ, прибывающих в Литву не через границы ЕС (например, из Финляндии), будут проверять на предмет угроз национальной безопасности, общественному порядку, политике, внутренней безопасности, общественному здравоохранению и международным отношениям. Проще говоря, изучать "под микроскопом".
Закон об ограничительных мерах подается как демонстрация поддержки Украине. По данным департамента миграции, по состоянию на 1 апреля в Литве проживали 14 652 гражданина России. Однако активно путешествуют далеко не все. С мая по середину августа из страны временно выехали только 552 россиянина с ВНЖ.
Таким образом, утверждения инициаторов рестрикций – парламентариев Лауринаса Касчюнаса, Аудронюса Ажубалиса и Валдаса Ракутиса – о том, что меры разгрузят границу и сократят очереди, выглядят сомнительно. Улучшений, вопреки заявлениям политиков и ожиданиям пограничников, не произошло.
Очереди и предполагаемые опасности не остановили литовцев: они продолжают ездить в белорусское приграничье за более доступными товарами и услугами. Запретить поездки нельзя – демократия. Но создать препятствия вполне возможно. Вот и придумали новые.

В середине августа компания Eurolines по рекомендации спецслужб отменила часть автобусных рейсов из Вильнюса в Минск и обратно, сославшись на "непредвиденные обстоятельства". В ответ белорусская Minsktrans также временно отменила рейсы в Литву.
Трудно определить мотивы белорусской стороны, кроме принципа зеркальности. Эгле Кучинскайте, представляющая литовский бизнес, пояснила, что решение связано с чрезвычайным положением: количество маршрутов между Литвой и Белоруссией ограничено 29-ю в обе стороны. "Раньше ограничений не было", – отметила она.
Кучинскайте также упомянула о более жестком контроле: автобусы порой простаивают на границе по 10 часов, что нарушает графики и вызывает недовольство пассажиров и водителей. На первый взгляд – объективные аргументы. Но есть и другая сторона: сократив количество рейсов втрое, Вильнюс втрое сократил и пассажиропоток. А ведь именно этого он и добивался еще со времен "после Крыма".
Скорее всего, литовские власти, особенно МВД (если его не покинут после ротации в кабмине министр Владислав Кондратович и глава пограничной службы Руслан Любаев), продолжат ужесточение.
А что у соседей?
В Латвии тоже активизировались. Складывается впечатление, что прибалтийские власти синхронно решили "усложнить жизнь" туристам.
Кабинет Эвики Силини планирует существенно ограничить пассажирские перевозки на восток. На портале обсуждения проектов нормативных актов уже опубликовано предложение главы Минтранса Атиса Швинки о введении ограничений на автобусное сообщение с Белоруссией и Россией.
Цитата из документа:
"Совместно с автотранспортной дирекцией и МВД наблюдается рост числа пассажиров, направляющихся в РБ и РФ. Такая ситуация увеличивает риски на внешней границе, поэтому подготовлен проект, предусматривающий ограничения".
Речь идет о разовых поездках по заранее согласованным маршрутам – например, на экскурсии, спортивные мероприятия или лечение.
Для регулярных перевозок, организованных в рамках двусторонних соглашений и национального законодательства, будет сохранена минимальная возможность перемещения.
Sulgeda означает "закрыть"
Министр внутренних дел Эстонии Игорь Таро 12 августа заявил, что Таллин может по примеру Финляндии "sulgeda" – то есть "закрыть" – границу с Россией по всей линии менее чем за час. По его словам, на КПП Нарва, Койдула и Лухамаа уже установлены прочные металлические ворота и шлагбаумы, которые в случае необходимости моментально перекроют движение.
Первым их эффективность на себе испытал нетрезвый латвиец на мотороллере "Муравей", пытавшийся прорваться в Россию через Лухамаа, минуя пограничные процедуры. Однако путь ему преградили шлагбаум и ворота. Как отметил начальник юго-восточного КПП Петер Маран, чтобы полностью перекрыть дорогу, достаточно одного нажатия кнопки: "Если бы не новая система, пьяный латыш наверняка оказался бы в России".
Эта почти комедийная история – не случайна. Министр прямо заявил:
"Скажу честно: мы исходим из того, что поездки в Россию не рекомендуются никому. Поэтому создавать более комфортные условия для этого было бы совершенно неверным посылом".
Вот и ответ на вопрос, что сегодня объединяет три прибалтийские столицы. Увы – это неприятие граждан России и Белоруссии, отказ от контактов с восточными соседями в любых сферах. Возможно, подобная политика ошибочна.
Не стоит бросаться камнями в соседей, если сам живешь в доме со стеклянными стенами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.