Литовская республика проиграла конкурентам борьбу за европейского туриста. Гости не едут, гостиницы пустуют, рестораны сокращают персонал или вовсе закрываются. В Брюсселе решили, что Еврокомиссия (ЕК) в 2026 году финансово поддержит регионы, пострадавшие от остановки иностранных инвестиций и туризма по вине Российской Федерации.
По мнению еврокомиссаров, Москва своей СВО смешала карты континентальному бизнесу во многих секторах экономики. К тому же эти секторы пострадали от последствий санкций, примененных Евросоюзом против России.
Комиссары и планы
Среди прочих получателей европособий значатся три прибалтийские республики и Финляндия, больше остальных пострадавшие от политики сообщества, активными членами которого являются. Образно говоря, из Брюсселя палили длинными очередями из всех видов оружия по Москве, но попадали почему-то только в своих.
В 2023-м четыре столицы убеждали друг друга: "Будем ездить в гости друг к другу, компенсируя потери туристов из враждебной России, будем привлекать немцев и жителей Южной Европы. Не пропадем!"
Но что-то пошло не так. В том же Брюсселе сегодня говорят, что граничащий с РФ регион восточной Балтики особенно сильно пострадал из-за падения туризма и коллапса трансграничной торговли.
Если совсем точно оценивать ситуацию, приграничный однодневный туризм (фактически, это был шоппинг) ушел в глубокий минус, а его старший брат, туризм международный, оказался при смерти. Положение дел усугубилось стремительным ростом инфляции.
"Люди, которые имели трансграничные связи, приносившие определенные экономические выгоды, лишились их", – заявил региональным партнерам министр финансов Эстонии Юрген Лиги. Впрочем, на его месте мог быть глава Минфина любого государства из четырех.
Комиссар по регионам Раффаэле Фитто представил план, направленный на стимулирование экономики балтийских соседей. Сигитас Миткус, литовский министр по делам Европы, хочет, чтобы восточному флангу ЕС, включая Литву, уделялось особое внимание, "потому что мы видим негативное влияние геополитической ситуации".
Странен тот факт, что этот большой и важный человек ни секунды не думал над отрицательными сценариями развития ситуации "на земле", когда безоговорочно поддерживал коллективные экономические рестрикции Евросоюза против России и Китая. Демографические монстры давали Вильнюсу столько туристов, сколько не в состоянии дать все члены ЕС вместе взятые.

Неслучайно скептики в канун предновогодних консультационных "посиделок" (язык не поворачивается иначе назвать дележку европейских финансовых крох) предупреждают: любая немедленная финансовая помощь от ЕК будет незначительной, учитывая масштаб проблемы. Кроме того, возможности Фитто до 2028 года ограничены. Только тогда будет утвержден новый семилетний бюджет сообщества.
Если текущие тенденции сохранятся (а они сохранятся, поскольку наиболее экономически пострадавшие члены ЕС выступают против мира на Украине и за продолжение войны), то предстоящие 2026-й и 2027-й откорректируют ситуацию в худшую сторону. Даже предположить сложно, сумеют ли финны, эстонцы, латыши с литовцами хотя бы к середине XXI века (первая четверть завершится 31 декабря) приподняться над краем ямы, в которую свалились по собственной инициативе.
Деньги за бочку
У правительства Литвы, кроме описанных выше, недавно появилась отдельная головная боль. Речь о так называемом "топливном туризме". В приграничном с Польшей регионе фиксируется двузначное снижение продаж дизельного топлива.
По данным государственной налоговой инспекции, в январе-октябре 2025 года продано 1,58 млрд литров, что на 13,2% меньше, чем за тот же период года минувшего. Результат плачевный, поскольку Министерство финансов прогнозировало спад рынка всего на 6%.
Больше других местечек страдают Калвария, Шакяй, Мариямполе. Через них проходят основные грузопотоки в Центральную и Западную Европу, доложил премьеру Инге Ругинене министр транспорта Юрас Таминскас. Цифры в его исполнении прозвучали зловеще. В Калварии продажи дизтоплива за отчетный период снизились на 73,4%, в Шакяй – на 51,4%, в Мариямполе – на 27,8%.

Глава Минфина Криступас Вайтекунас объяснил: перекос случился из-за повышения акцизов на топливо в Литве на 6,5% – с 519,6 до 553,6 евро за тысячу литров. Рост ведет к увеличению стоимости одного литра на заправке на 4 цента. Разница в ценах на АЗС соседних стран сразу увеличилась на 0,14 евро за литр. Заливая баки тягачей, дальнобойщики за пять минут теряют 140 евро на пустом месте.
Международные грузовые автомобили и машины местных жителей ездят в Польшу, где покупают не только топливо, но и продукты питания, другие товары первой необходимости. Представители топливного сектора Литвы предупреждают: если акцизы продолжат расти в 2026-м году, "топливный туризм" в приграничных муниципалитетах усилится.
Кристина Чередниченкайте, президент ассоциации инновационной энергетики и торговли, предполагает, что приграничные АЗС вынуждены уволить примерно 100 сотрудников. Для дикого литовского дальнего Востока ЕС, где с работой туго, выброшенные не найдут иных источников доходов.
Путин посмеется
Спасать ситуацию был призван саммит стран Восточного фланга ЕС. Он состоялся 16 декабря в Хельсинки по инициативе премьер-министра Финляндии Петтери Орпо с участием лидеров Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Швеции, Болгарии и Румынии.
Затея оказалась пустой. Как выживать, даже не заикнулись, но много и нудно говорили друг другу об укреплении безопасности, ответных мерах на нарастающие военные и гибридные угрозы, а также о концепции инициативы ЕС Eastern Flank Watch.
Президент Литвы Гитанас Науседа напомнил друзьям по несчастью, что "Россия представляет угрозу для всего европейского континента, а гибридные атаки становятся все более интенсивными" (будто союзники не в курсе).
Обязательно стоит подчеркнуть, что собравшиеся десятилетиями смотрели на Финляндию как на ориентир для подражания своим странам и народам. Финны цвели. Но тогда у власти стоял прагматичный Урхо Калева Кекконен (между прочим, лауреат Ленинской премии мира, кавалер высоких наград СССР). Урхо умел ладить с Иосифом Сталиным и последующими руководителями Советского Союза, отсюда и расцвет экономики.
Александр Стубб бездарно профукал все, что досталось в наследство от предшественников. При этом русофобе Хельсинки страдает от спада экономики. Дефицит госбюджета превысил допустимый в ЕС лимит в 3% ВВП. Торговля с РФ практически прекратилась.
В 2021 году товарооборот составлял 12,71 млрд евро, а в первые три квартала текущего года – лишь 0,92 млрд евро, почти на 93% меньше. Импортная нефть подорожала на 109%. Финляндия отказалась от нейтрального статуса и присоединилась к НАТО, увеличив расходы на оборону до более чем 6,2 млрд евро в 2024 году – это 2,3% ВВП. К 2029 году страна пообещала довести военные расходы до 3% ВВП.
Финны ропщут и требуют восстановить экономические связи с Россией – в первую очередь туризм. Но властям чаяния обывателей безразличны. Стубб и его камарилья слепо верят в способность сообща удавить Российскую Федерацию.
Президент Владимир Путин, глядя на эти потуги, лишь смеется: "Чем больше санкций, тем хуже для тех, кто эти санкции вводит. Те, кто бил по России, получили рикошет. Что в странах Запада происходит? Они все время нас хоронят – сами скоро сдохнут там. А нас хоронят постоянно, не переставая".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
