В Латвии министр здравоохранения Лига Меньгелсоне возмутилась тем, что финансирование приходится клянчить. По ее словам, на эти цели должно быть выделено не менее 14% социального налога.
Чтобы показать масштаб проблемы, политик привела в пример Эстонию. В соседней республике 13% социального налога направляется на финансирование здравоохранения, что по сути является подушкой безопасности. В настоящее время финансирование этой сферы в Эстонии достигло 1,4 млрд евро.
"Это деньги, на которые рассчитывает Минздрав (Эстонии), сектор здравоохранения, за них не нужно бороться или клянчить. <…> В отличие от Эстонии, у нас нет необходимого финансирования. Я понимаю текущую ситуацию с онкологией и первичной помощью, региональную ситуацию в Латвии, накопленный за 20 лет дефицит, и сверх этого еще инфляция и энергетический кризис, вызванный геополитической ситуацией, создают еще большую нагрузку", – отметила Меньгелсоне.
Отмечается, что бюджет здравоохранения в Эстонской Республике на 1,3 млн жителей на 1 млрд евро больше, чем в Латвии на 1,9 млн жителей.
По словам министра, исправить ситуацию за несколько месяцев не получится, однако можно будет предпринять серьезные шаги – дигитализация сферы здравоохранения или пересмотр модели диагнозов.
Проблема с финансированием тянется довольно долго. Из-за сокращения денег и инфляции в больницах начались проблемы. Руководство не единожды призывало выделить медицинским учреждения больше средств в госбюджете или пересмотреть порядок финансирования, который позволил бы удерживать деньги с пациентов.
Как заявляли в Латвийском обществе больниц, если условия не будут выполнены, то доступность услуг и число обслуживаемых пациентов резко уменьшится, а объем платной медицины увеличится.
Кроме того, представители медучреждений предупреждают, что практически везде выросли расходы. В таком случае либо услуга становится недоступной, либо кто-то должен компенсировать рост расходов.
Однако в Национальной службе здравоохранения подсчитали, что в нынешнем году расходы на лечение и содержание одного пациента будут такими же, как в 2022 году.
"Мы просто не можем оказывать услугу по той же стоимости, что и в прошлом году. Кроме того, следует учитывать, что после двух лет COVID-19 поток пациентов и спрос на медицинские услуги увеличился", – говорит председатель правления Клинической университетской больницы имени Паула Страдыня Риналдс Муциньш.
По его словам, цена выросла не только на отопление или электроэнергию, но и на медикаменты, содержание оборудования, стирку постельного белья, продукты питания и другое.
В 2023 году больницам выделили финансирование минимум в три раза ниже, чем необходимо для полноценной работы. Так, предполагается, что для обеспечения больниц необходимо 305 млн евро, однако правительство направило лишь 85,8 млн евро.
"Это означает, что две трети или три четверти не покрыто, и мы должны найти способы финансировать все это. Вариантов не так много. Один из них – увеличить очереди пациентов. Неотложная помощь должна оказываться в полном объеме, это приоритет государства, а все остальное по остаточному принципу", – заявил председатель Латвийского общества больниц Евгений Калейс.