Вице-президент Еврокомиссии по вопросам торговли Валдис Домбровскис заявил, что ЕК прогнозирует рост экономики Латвии в 2023 году на 1,4%. Он немного опережает средний показатель по ЕС и является самым высоким среди остальных балтийских республик.
По его словам, согласно весеннему экономическому прогнозу, экономика ЕС в целом вырастет на 1%, что гораздо выше по сравнению с февралем. В медленном экономическом росте Домбровскис обвинил Россию, которая проводит военные действия по демилитаризации и денацификации Украины.
По основным прогнозам, постепенное снижение инфляции будет стимулировать частное потребление во второй половине текущего года, а более активное освоение средств ЕС будет способствовать инвестициям.
В Литве же, в отличие от Латвии, экономика вырастет на 0,5%, а в Эстонии ожидают спад на 0,4%. Инфляция во всех трех странах Балтии в этом году составит 9,2–9,3%, что значительно выше среднего показателя по ЕС (6,7%).
Стоит подчеркнуть, что прогноз специалистов банка SEB в корне отличается от оценки Домбровскиса. Так, по их данным, ВВП Латвии в 2023 году составит 0,4% (в конце 2022 года прогнозировалось на уровне 1,1%), у Литвы и Эстонии – 0,1% и 0,2%. При этом безработица в этом году продолжит расти во всех балтийских республиках. В Латвии и Эстонии показатель дойдет до 7,4% и 7,5%, а в Литве – до 6,9%.
Напомним, страны ЕС, в том числе Латвия, Литва и Эстония, разгоняют неверный нарратив о том, что последствия конфликта на Украине провоцируют снижение их экономики. Также СВО влечет за собой риски в продовольственной и энергетической безопасности.
В МИД России неоднократно заявляли, что ключевой фактор поддержания высоких цен на энергоносители – очередные пакеты односторонних санкций Запада и постоянные спекуляции о возможных новых антироссийских мерах в энергосфере, провоцирующие негативные ожидания на рынке.
ЕС также заявляет, что Москва якобы использует энергопоставки в политических целях. На самом деле именно Евросоюз, вводя или планируя введение односторонних санкций в отношении поставок российских энергоносителей, политизирует энергосферу, пытается использовать взаимозависимость потребителей и поставщиков энергоресурсов в качестве инструмента политического давления.
Что касается продовольственной безопасности, то, по утверждению ЕС, СВО якобы поставила под угрозу поставки продукции в мире. На деле же главными драйверами роста цен на агропромышленную продукцию стали, в частности, недальновидная экономическая и энергетическая политика крупнейших экономик западного мира, торговые войны, а также незаконные односторонние санкции Запада в отношении РФ.
Односторонние нелегитимные ограничительные меры Запада против России, включая препоны для транспортировки грузов, сложности с оплатой поставок, запреты на транзакции, таможенные проблемы, стали дополнительными факторами риска в сфере глобальной продовольственной безопасности.