Сегодня "демократический" и "просветленный" западный мир пытается не просто разорвать отношения с Россией – он активно вычеркивает ее из своей культуры и истории. Отказ от русского языка, русской литературы, русской музыки… И этот список с каждым днем становится все больше.
Активно себя проявляют бывшие советские республики Латвия, Литва и Эстония, которые достаточно тесно связаны с культурой и историей восточного соседа. Проблема в том, что из-за этой связи отказаться от русского наследия и изменить мышление и менталитет людей намного сложнее, чем кажется прозападным политикам.
Язык мышления
Если говорить с научной точки зрения, то язык и мышление неразрывно связаны. Язык несет на себе отпечатки отличительных черт, норм поведения, особенностей мировоззрения, а также этнических и культурных ценностей.
Первым к такому умозаключению пришел немецкий филолог и дипломат Вильгельм фон Гумбольдт. Он считал, что язык, как явление, отражает характер этноса, его психический склад, образ мыслей, философию, науку и весь комплекс интеллектуальных ценностей, что, в конечном счете, определяет "дух народа".
Гумбольдт ввел понятие "языковое сознание народа". Кроме того, филолог был уверен, что у языка есть "внутренняя форма" – организация психической, ментальной субстанции, способ соединения понятий со звуком, мысли с языком, который и фиксирует особенности национального миропонимания.
Исторически сложилось, что в странах Балтии русский язык используется в быту, школах, во время выступлений политиков, в СМИ, фильмах и музыке. Не забываются и государственные языки, однако глобализация серьезно подрывает авторитет латвийского, литовского и эстонского.
Зачем человеку учить иностранный язык? Чтобы лучше понимать друг друга и общаться. Именно русский язык – мост, который долгое время объединял не только жителей России, Латвии, Литвы и Эстонии, но и Белоруссии, Украины, Казахстана и других соседних государств. Возможно, с этим утверждением некоторые могли бы поспорить, но именно по этой причине русский язык долгое время доминировал в вышеперечисленных странах.
В Эстонии, по данным переписи населения 2021 года, порядка 23,67% населения составляли русские, а 28,47% граждан считали русский родным. В соседней Латвии показатель чуть выше – 24,49% этнических русских в 2021 году. В Литве же официальные данные весьма удручающие – всего 5,02% русских и 6,79% считают русский язык родным. Если опираться на цифры, можно сказать, что русский язык в странах Балтии не так уж и популярен. Тем не менее, реальность показывает обратное.
"Мы сражаемся с языком": Эстония наносит удар
В 2022 году премьер-министр республики Кая Каллас регулярно делала громкие заявления, призывая граждан отказаться от использования русского в пользу государственного. Тут стоит отметить, что именно она стала одним из инициаторов перевода системы образования страны на эстонский язык.
"Русского языка жители Эстонии слышат очень много, и это беспокоит людей. Если поискать в Google, то выяснится, что на русском языке в мире говорит 248 миллионов, в России людей меньше, но это все те, кто говорит на русском. На эстонском языке в мире говорит один миллион человек. То есть наш язык не угрожает русскому языку, русский же эстонскому угрожает, как любой большой язык угрожает малому", – убеждена политик.
Интересно, что мэр эстонской столицы оказался не согласен с этим заявлением. Михаил Кылварт попытался оспорить слова Каллас, ссылаясь на статистику, согласно которой скорее английский язык угрожает государственному.
"Или она не понимает, что такое язык и культура, или сознательно наводит подобные страхи, потому что, если что-то представляет угрозу эстонскому языку, так это английский язык, засилье которого происходит на академическом уровне. И академические лица давно признают, что не хватает преподавателей, которые будут готовить учителей на эстонском языке <…> Это показывают и статистические данные: русский язык уступил место английскому по распространению", – комментировал ситуацию градоначальник Таллина.
В первых числах января высказать свое мнение решил президент Эстонии Алар Карис. В интервью местному телеканалу он заявил, что нет причин бороться с русским языком и литературой.
"Я считаю, чем больше языков человек знает, тем лучше <…> Я не вижу причин бороться с языками. Русский язык сам по себе – культурный язык. И русский, к сожалению, нужно начинать учить раньше, чем другие языки, потому что у него другой алфавит и его сложнее освоить. По крайней мере так говорят учителя. Нет причин бороться с языками, как нет причин бороться и с русской литературой", – считает он.
Несмотря на это, переход на эстонский язык в сфере образования уже начался. Например, в детских садах и начальных классах школы изменения запланированы на 2024–2025 учебный год. Полностью процесс перехода преподавания на госязык планируют завершить к 2032–2033 учебному году.
Латвийское сопротивление
Свою черту подвела и Рига. Сейчас в латвийских учреждениях русский язык преподается как второй иностранный, однако такое положение дел не устраивает правительство. Первый иностранный язык начинают учить в первом классе, чаще всего школьники выбирают английский. Второй же подключают в четвертом классе, и тут уже чаще выбирают русский язык.
Чтобы исправить это досадное недоразумение, Министерство образования и науки Латвии планирует убрать русский во всех учебных заведениях с 2026–2027 учебного года и сделать упор на языки Евросоюза или те языки, изучения которых предусмотрены межправительственными соглашениями.
"Это момент, когда нам как никогда необходимо укреплять основную ценность Латвии – национальный язык и сильную Латвию в общей семье Европейского союза", – прокомментировала необходимость изменений министр образования и науки Анита Муйжниеце.
Кроме ограничений в учебных организациях, санкции на язык хотят ввести в общественных местах, на рабочем месте и в СМИ. В начале января в Латвии активно обсуждали обрусевшее информационное пространство. Как отметил председатель Национального совета по электронным СМИ (NEPLP) Ивар Аболиньш, в стране доступны 252 СМИ, из которых 127 на русском и только 42 – на латышском. Такой разрыв пугает властей, именно поэтому они хотят отказаться от поддержки контента на русском и привлечь СМИ, которые будут работать на государственном и других иностранных языках.
До абсурда доходят и бытовые разборки вокруг языка. В конце декабря 2022 года латвийская общественность была возмущена тем, что воспитанники детских садов Даугавпилса получили подарки от Андрея Элксниньша с поздравительными открытками на русском языке.
Такая "наглость" не осталась незамеченной – кто-то написал об этом в социальных сетях, кто-то передал информацию в СМИ, а некоторые даже начали атаковывать депутатов. Звучало предложение "заняться Элксниньшем".
"Язык есть орган, образующий мысль"
Забавно, но ведь сами политики, которые требуют избавиться от русского, сами используют его в интервью или своих соцсетях, что уж говорить о простых гражданах.
А ведь объяснить все просто – сознание уже не перестроить. Если ты детство и юность говорил по-русски, то велика вероятность, что ты продолжишь говорить и думать на нем и дальше.
Если верить тому, что менталитет и национальное сознание неразрывно связаны с языком, неудивительно, что власти Прибалтики активно пытаются остановить его изучение уже для будущих поколений, у которых ни менталитет, ни национальное самосознание еще не успели сформироваться.
То, во что ты веришь…
В одном ряду с языком среди объединяющих факторов стоит вера. Несмотря на то, что есть категория практикующих и не практикующих религиозные каноны людей, так или иначе религия оставила свой след на каждом. В обществе появились определенные практики в виде молитв, чтения священных текстов и различных обрядов, есть отдельные праздники, конкретные святые и так далее.
Помимо того, что добровольная вера связана с поиском смысла жизни, попыткой найти объяснение определенным вещам, страхом смерти, самое важное – она дает чувство ощущения единства с другими людьми. Единое вероисповедание дает людям возможность ощущать себя сопричастными, учит быть терпимыми и уважать других. Она обеспечивает коммуникацию в рамках религиозной организации и общины.
Посмотрим с научной точки зрения. Исследователи чаще выделают следующие основные функции религии:
- Мировоззренческая – помогает объяснить существенные стороны действительности;
- Компенсаторная или терапевтическая – дает облегчение, восполняет бессилие, выполняет психологический аспект;
- Коммуникативная – позволяет общаться верующим друг с другом и с богом, ангелами, святыми и так далее;
- Регулятивная – упорядочивает мысли, деятельность и стремления людей;
- Интегрирующе-дезинтегрирующая – одновременно объединяет и разъединяет индивидов, группы и институты в зависимости от наличия или отсутствия определенных религиозных тенденций;
- Культурная – помогает развитию культуры;
- Легитимирующая– узаконивает нормы, порядки, отношения, дает образцы.
Единая религия, как и единый язык, устанавливает свои правила, нормы, границы, дает чувство защищенности, успокоения. Например, люди, исповедующие православие, охотнее будут общаться с такими же православными, нежели с католиками или иудеями.
…становится твоим миром
Наиболее ранним вероисповеданием, распространившимся на значительной части территории будущего Великого княжества Литовского, было именно православие. Как отмечал литовский лингвист, профессор Вильнюсского университета Зигмас Зинкявичюса, восточно-христианская волна в Литве в XI–XIV веках "была чрезвычайно интенсивной и оставила глубокие следы в истории всего литовского народа":
"До Литвы она дошла намного раньше, чем западная волна христианства <…> Восточное христианство сильно повлияло на формирование мировоззрения и культуру литовского народа задолго до официального крещения Литвы <…> Видимо, и инициатор введения в Литве христианства западного обряда, великий князь Ягайло, до того также был крещен по восточному обряду".
Пока научное сообщество Литвы указывает на одни исторические факты, государственные учебники утверждают о широком распространении католицизма, который якобы и стал первой христианской религией. Казалось бы, что в этом такого? Но различия в вероисповедании дает людям повод усомнится в единстве целей и ценностей.
Впрочем, учебники способны переубедить только школьников, а как же быть со взрослыми? Литовское правительство решило здесь просто избавится от православного христианства и его прошлого. Простыми словами – расколоть общество, расколов церковь.
Еще в мае 2022 года в информационном пространстве заговорили об излишней заинтересованности Вильнюса к православным общинам республики. Власти обвинили литовскую православную церковь (ЛПЦ) в поддержке действий России, оправдании "агрессии", а некоторые священнослужители под шумок попытались договорится с Константинопольским патриархатом, чтобы перейти под его покровительство.
Активнее всех участие принимала премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните. В своем стремлении отделить народ от русских политик дошла до распространения ложной информации о деятельности православной церкви.
Например, в ноябре Шимоните дала интервью украинскому информагентству, в котором заявила, что влияние православной церкви в Литве "маргинально". Премьер попыталась убедить публику, что на самом деле сила ЛПЦ ничтожна, а прихожане – всего лишь малая кучка – "российско-православное меньшинство". В епархии возмутились такой наглостью.
"Крайнее недоумение вызывает употребленный премьер-министром термин "российско-православное меньшинство". Как известно, подавляющее большинство прихожан Виленско-Литовской епархии составляют граждане Литвы. <...> Что касается эпитета "маргинальный", использованного в интервью по отношению к православному меньшинству, то каждый, ознакомившись с результатами переписи населения 2021 года, согласно которым 3,75% от населения Литвы, или более ста тысяч человек, являются православными, может сам решить, уместен ли он", – парировали премьер-министру.
В церкви отметили, что премьер-министр своими словами "либо вводит в заблуждение", "либо ей не предоставлена вся информация о сложившейся ситуации".
И в данном случае встает вопрос не сколько о вероисповедании, сколько о попытке политиков разделить людей, убедить их в том, что между литовцами, русскими и другими православными нет ничего общего. Чем меньше общего, тем охотнее человек отстранится, будет испытывать недоверие, сомнения, а порой и ненависть.
Животное начало
Люди веками жили группами. Все друг друга знают, у всех есть общие интересы, общий язык, общие правила, общая вера.
В целом поведение, скажем, "одногруппников" было предсказуемо. Когда мозг знает, чего ожидать, он чувствует себя в безопасности. Если появляется неизвестность – появляются стресс и страх.
Именно поэтому обществу так важно иметь точки соприкосновения. И именно поэтому власти Латвии, Литвы и Эстонии стараются избавиться от связывающих их жителей с Россией нитей, навязать свой взгляд на внешнеполитические события. Ведь изменить мышление в данном случае можно только при условии полного избавления от русской речи и общей веры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.