В Прибалтике продолжаются баталии на тему русского языка, а точнее, его ненужности и даже угрожающей силе. По крайней мере, такого мнения придерживается премьер-министр Эстонии Кая Каллас. По ее словам, русский язык из-за многочисленности носителей угрожает эстонскому.
Однако есть среди эстонской власти и те, кто в корне не согласен с подобными заявлениями. Мэр Таллина Михаил Кылварт оспорил слова премьера, ссылаясь на статистические данные, которые указывают, что на самом деле не русский, а английский угрожает государственному.
"Мне кажется, сейчас партии соревнуются в том, чтобы создать образ врага в обществе и продемонстрировать свою борьбу различными методами. Враг – это русский язык и те люди, для которых этот язык является важным или родным", – отметил политик, комментируя ужесточение требований к знанию эстонского языка и о предложении отменить русский язык в коммуникации общества.
Например, государственная компания Elron заявила о том, что откажется от объявлений на русском языке на Балтийском вокзале. Кылварт напомнил, что среди тех, кто больше всего пострадает от этого решения, в том числе находятся беженцы с Украины.
"Сейчас происходит одновременная подача законопроектов с очень похожим содержанием как со стороны EKRE, например, так и со стороны правительства, в том числе и связанных с вопросом языка в общественном пространстве", – объяснил мэр столицы.
Политик убежден, что те тенденции, которые сейчас закладываются в обществе, на самом деле не новые, более того, они не исчезнут после выборов. По его мнению, заявление лидера Партии реформ Каи Каллас, которое прозвучало в эфире местного радио, об угрозе эстонскому языку, не имеет под собой обоснований и базиса.
Отметим, что, рассуждая об угрозе, Каллас попыталась сфокусироваться на количестве носителей русского и эстонского языка. Она убеждена, что последних в разы меньше.
"Хотя или она не понимает, что такое язык и культура, или сознательно наводит подобные страхи, потому что, если что-то и представляет угрозу эстонскому языку, так это английский язык, засилье которого происходит на академическом уровне. И академические лица давно признают, что не хватает преподавателей, которые будут готовить учителей на эстонском языке", – высказался Михаил Кылварт.
"Это показывают и статистические данные: русский язык уступил место английскому языку по распространению. <…> Одна из проблем нынешней "вакханалии" законодательных инициатив заключается в том, что законы пишутся на коленке. Не только со стороны оппозиции, которая может себе это позволить, я говорю сейчас про EKRE, но и со стороны правительства. И там очень много противоречий", – добавил он.
Мэр убежден, что коммуникация с жителями Эстонии должна сохраняться на том языке, который в первую очередь им понятен и доступен. Однако государству "нравится указывать на проблемы и решать их с помощью санкций".
Безусловно, политик не отрицает того факта, что уровень владения госязыком в стране мог быть на порядок выше, а также могло бы быть больше возможностей для его изучения. Тем не менее обвинения проблему не решат.
"Уменьшим допуск к информации, будем выписывать штрафы учителям или местным самоуправлениям? Станет от этого больше учителей эстонского языка или методик по изучению языка? Это системно неправильно!" – подытожил он.