Европа, несмотря на свое желание отказаться от всего российского, закупает все больше удобрений из РФ. По оценкам разных экспертов, Россия в почти в пять раз увеличила экспорт азотных удобрений в ЕС в сезоне 2022-2023 гг., доведя его долю до 19%. В Германии этот процесс вообще вышел за все приличные рамки.
"В недавно завершившемся сезоне ФРГ закупила 167 000 тонн азотных удобрений у РФ, которые нужны для сельского хозяйства. Это рост по сравнению с прошлым годом на 334%", – пишет Berliner Zeitung, ссылаясь на данные Федерального статистического управления Германии (Destatis).
Неловко выходит. С одной стороны, вся Европа (а Германии впереди всех) отказывается от российского трубопроводного газа, переходит на СПГ. А с другой стороны, страны ЕС все больше стали покупать удобрения. Так уж вышло, что 80-90% затрат на производство минеральных удобрений – это цена газа. Из него делается большая часть продукции, т.е. голубое топливо нужно не только в качестве энергоносителя для работы заводов, но и в качестве сырья.
"Но ведь в Европе газа хватает!" – скажет рядовой обыватель, указывая на огромные закупки сниженного газа Старым светом за последние полтора года, а также на строящиеся терминалы и нестационарные плавучие регазификационные установки у берегов той же Германии.
Ирония в том, что он действительно прав. Европа действительно привыкает к импорту СПГ вместо трубопроводного газа. Она даже у той же России закупает его, если верить статье The Financial Times, в огромных объемах. Так зачем тогда закупать такое количество удобрений у "агрессора"? Короткий ответ – потому что нет выбора. Почему? А это уже более развернутый, очень интересный ответ.
Газ не купим, а удобрения давайте
С июля 2022 года по июнь 2023 года Россия продала компаниям из ФРГ примерно 38 500 тонн азотных удобрений. В следующем сезоне этот показатель вырос до 167 000 тонн. Собственное производство химикатов в Германии стало очень дорогим и дешеветь, похоже, не собирается.
Разумеется, использовать дорогие удобрения фермеры не спешат, ведь тогда сельскохозяйственная продукция сильно вырастет в цене и будет проигрывать по конкурентоспособности компаниям из других стран. Не хотят этого и немецкие политики, ведь тогда увеличится цена (которая и так постоянно растет) на продукты питания, а это сразу "прощай рейтинг электората". Выход остается один – наращивать импорт удобрений из других стран. А так уж вышло, что географически к Германии (да и вообще к Европе в целом) Россия ближе всего, и цены у нее "вкусные".
В итоге доля РФ в общем объеме импорта ФРГ всего за один год выросла с 5,6% почти до 18%. Если говорить про всю Европу, то это около 19%. Почему европейская химическая промышленность не может использовать в качестве сырья газ, который закупает в сжиженном виде у США, Катара, Австралии, Норвегии, Алжира и ряда других стран? Все просто – он намного дороже, чем российский газ, который предприятия в РФ используют на своих заводах для производства удобрений.
Как рассказал в беседе с Baltnews промышленный эксперт кандидат экономических наук Леонид Хазанов, Европа пожинает плоды своей же политики в энергетике и по отношению к импорту углеводородов из РФ.
"В 2021-2022 гг. цены на природный газ в ЕС сильно рванули вверх. Уже тогда многие крупные химические предприятия Европы стали сильно сокращать объемы производства минеральных удобрений и до сих пор их не восстановили. Когда произошли теракты на "Северных потоках", прекратились из-за действий Польши поставки по трубопроводу "Ямал-Европа", а руководство Украины снизило объемы прокачки в европейском направлении, ситуация с производством удобрений в Старом свете ухудшилась еще больше", – заметил Хазанов.
"Европа стала массово с российского трубопроводного газа переходить на СПГ из Алжира, США, Катара, Австралии и других стран. Трейдеры заполнили подземные хранилища газа (ПХГ) до нужной отметки, но какой ценой? В итоге сейчас голубое топливо в ЕС хоть и стоит на спотовом рынке от $370-420 за тыс. кубометров, отпускные цены намного выше. Трейдеры продают газ химическим предприятиям по ценам, за которые он покупался при стоимости в $2000-3000 за тыс. кубометров. Еще и добавляется наценка за хранение и транспортировку. В подобных условиях европейские производители удобрений попросту не в состоянии нарастить производство. Такую продукцию фермеры не будут покупать из-за невероятно высокой цены", – добавил он.
При этом, подчеркивает Леонид Хазанов, посевная кампания идет, спрос на удобрения есть. А поскольку загрузка химических предприятий в ЕС не растет, компании активно увеличивают импорт. Кто ближайший поставщик, причем с низкими ценами на удобрения? Россия и Белоруссия.
Против предприятий последней в Евросоюзе работают санкции. В случае с российскими химическими предприятиями все сложнее. Руководство ЕС установило определенные квоты на покупку удобрений из РФ. Работают посредники и различные схемы трейдеров, благодаря которым товар из РФ "просачивается" в ЕС обходными путями, минуя все ограничения и квоты. При это даже более сложная, чем прежде, логистика на выходе все равно дает европейским фермерам более дешевые цены на российские удобрения, чем от производителей в ЕС.
"В России стоимость газа регулируется государством, а не отправляется в свободное плавание, направляемое невидимой рукой рынка, как в Европе. Российские химические компании не демпингуют на европейском рынке. Им это вообще не нужно. Даже при тех схемах поставки удобрений в Европу, что работают сейчас, им выгодно продавать такой продукт", – заметил Леонид Хазанов.
"Европейских фермеров это устраивает, а химические гиганты Старого света, увы, ничего сделать не могут. Нужно, чтобы Евросоюз на законодательном уровне менял правила ценообразования газа, заставлял трейдеров продавать голубое топливо по адекватным ценам, а не используя ранее высокие цены на газ, придерживать тот, что дешевле в ПХГ, а производителям удобрений сбывать тот, что приобретался по высокой стоимости", – уточнил он.
Больше всего из-за этого проблемы будут у самых крупных и энергоемких предприятий в химической промышленности ЕС. Чего стоит один только пример немецкого BASF, который публично заявил, что ему выгоднее производить СПГ на своем заводе в США и после расходов на транспортировку использовать его на заводах в Германии, чем покупать этот же СПГ на спотовом рынке в Евросоюзе.
"Примерно такие же проблемы и у предприятий из других европейских стран. Доля российских удобрений в балансе ЕС будет только увеличиваться. Это результат правил, которые Евросоюз сам же для себя и прописал. Больше всего урон понесут страны, где сильнее всего русофобская внешняя политика. Это коснется, в первую очередь, SKW Stickstoffwerke Piesteritz (Германия), Agrofert (Чехия), Grupa Azoty (Польша), Azomures (Румыния)", – уверен промышленный эксперт.
"Я напомню, в начале этого года BASF уже объявила о закрытии своего аммиачного завода в Людвигсхафене. Не за горами и закрытие SKW Stickstoffwerke Piesteritz GmbH. А чего еще ждать, когда отказ ФРГ от газа из РФ привел к тому, что себестоимость произведенных в стране удобрений в отдельных случаях выросла до 150%? То же самое касается и румынского объекта в Тыргу-Муреше, который остановился из-за высоких цен еще в 2021-м (потеря 1,6 млн удобрений, 75% из которых шло на местный рынок)", – заключил Леонид Хазанов.
Прощай, европейский производитель
С июля 2021 года по июнь 2022 года немецкие предприятия производили 37% от общего объема потребляемых в стране азотных удобрений. В нынешнем сезоне этот показатель сократился почти до жалких 5%. 95% всех азотных удобрений импортируется в Германию, преимущественно из Бельгии и Нидерландов.
Норвежская Yara еще в апреле этого года сообщила, что в I квартале 2023-го было закрыто 44% ее европейских мощностей по производству аммиака и 52% мощностей по производству готовых удобрений. При этом компания пожаловалась, что из-за дорогих цен на газ для ее заводов на территории ЕС и Великобритании прибыль за январь-март до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) упала до $487 млн (с $1,35 млрд годом ранее).
А ведь спрос на удобрения в Старом свете никуда не делся. Продукция все еще нужна сельскому хозяйству. В 2021 году, по данным Eurostat, потребление азотных удобрений оценивалось на уровне 9,8 млн тонн, что всего на 2,0% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такое снижение, конечно, соответствует краткосрочной тенденции, отмеченной с 2017 года, но в среднесрочной перспективе общее потребление азотных удобрений вернулось к уровню, аналогичному показателям десятилетней давности.
В 2022-м, правда, спрос уменьшился еще больше – на 11% по азотным, 16% по фосфорным и 15% по калийным удобрениям. Но нужно понимать, что такое снижение произошло не потому что европейцев на континенте стало меньше и продуктов питания уже столько не нужно. Удорожание продукции "срезало" аппетиты спроса.
Разумеется, подобное положение дел не может устраивать власти стран Евросоюза. Кроме прямых экономических убытков, есть еще и идеологическая составляющая, о которой в Брюсселе никто не забывает. Как считает политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев, европейские руководители, Еврокомиссия, власти отдельных стран – все они будут делать все, чтобы российских удобрений было как можно меньше, а в идеале не было вообще. Они из кожи вон вылезут, чтобы нарастить собственное производство, либо же найти других поставщиков.
"В свое время в Европе посчитали ненужным развивать такое направление. Можно было скинуть это на Белоруссию, Россию. Как видно сегодня, они просчитались. Теперь будет принято политическое решение, чтобы перестать закупать удобрения у РФ. Причем, скорее всего, в ЕС пойдут сразу двумя путями – будут стимулировать собственные компании (заливая в них миллиарды евро, как это было в 2022-м в случае с энергетическими гигантами), а также пытаться наладить производство где-то еще", – заметил Трухачев в беседе с Baltnews.
"Власти европейских стран будут вливать миллионы в корпорации по производству минеральных удобрений, возможно, начнут создавать новые компании, причем с прямым участием Еврокомиссии и структур Евросоюза. У них уже есть отличный пример подобной работы – Airbus, который контролируется наднациональными структурами ЕС. Брюссель вполне может попробовать создать что-то аналогичное в газохимической отрасли. Да это будут бешенные расходы и множество проблем, но не мириться же ЕС с очередной зависимостью от РФ", – добавил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.