В театре военных действий НАТО хочет видеть прибалтийских актеров

Латвийские военный во время учений НАТО

Влада Вуттман

Тема: Мир после СВО

Милитаризация и военное строительство в странах Балтии даст НАТО новый плацдарм для наступления на Восток.

Железные гарантии, или "ни дюйма на Восток" – то, о чем договорились СССР и Североатлантический альянс в 1991 году, говоря о будущем европейской архитектуры безопасности.

Уже в 1997 году был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО, согласно которому стороны взяли на себя обязательство "строить прочный и всеобъемлющий мир в Евро-Атлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве".

Однако дальнейшие действия альянса, в том числе масштабное военное строительство вблизи российских границ, все договоренности "похоронили". Несмотря на это, Россия предпринимала попытки прийти к общему знаменателю с вожаком НАТО – Вашингтоном. Но благие намерения Москвы в поисках дипломатических решений не увенчались успехом.

Альянс никогда и не думал прекращать свои империалистские устремления и колонизировал все больше территорий на Востоке, тем самым наращивая военную угрозу для России. Так, с 1997 года членами НАТО стали 14 государств, включая Польшу, Чехию, Румынию, Венгрию и страны Балтии.

Последние с начала спецоперации (СВО) России заняли позицию "будущей жертвы Кремля". Под предлогом того, что Москва, разобравшись с Киевом, "возьмется" за Таллин, Ригу и Вильнюс, страны Балтии приступили к полномасштабной милитаризации региона. Очевидно, что до театра боевых действий в Прибалтике, если он и реален, пока далеко. Однако балтийские власти предпринимают активные шаги, чтобы подготовиться к "возможному вторжению России".

Как рассказал в беседе с Baltnews доктор социальных наук, военный обозреватель телеканала "Звезда" Александр Артамонов, Латвию, Литву и Эстонию готовят к тому, чтобы превратить регион в новый театр военных действий.

"Они (страны Балтии) не только не могут – они уже используются в качестве плацдарма. В странах Балтии постоянно находится контингент французских, американских, немецких войск, которые ранее менялись по принципу ротации, то есть они не должны были находится в стране более трех месяцев. Теперь в Латвии, Литве и Эстонии они могут находится на постоянной основе", – сказал Артамонов.

Эксперт заметил, что контингент сил быстрого реагирования, численность которого составляла четыре тысячи человек десять лет назад, сейчас соответствует сорока тысячам. Согласно решениям Мадридского саммита, в течение десяти лет в Польше, Эстонии, Латвии и Литве этот контингент должен возрасти до 140-150 тысяч, а в дальнейшем – до 200 тысяч.

"Это фактически создание армии и весьма многочисленной. Ее можно сравнить с той армией, которая сейчас у нас задействована в спецоперации – она вся целиком составляет 400 тысяч", – указал он.

Таким образом, только на одном из направлений будет сосредоточено по меньшей мере 200 тысяч солдат быстрого реагирования НАТО. При этом альянс в течение десяти лет планирует увеличить численность этого вида войск до 250 человек, подчеркнул Артамонов.

"Я расцениваю, что Прибалтика – третий театр военных действий, который разгадывается на перспективу. Туда были переброшены танки из-за океана, там постоянно присутствуют танковые бригады США. Да, это конечно же плацдарм для агрессии против России", – подытожил военный эксперт.

Милитаризация Прибалтики в 2022 году

В 2023 году страны Балтии одна за другой увеличили военные расходы на 2023 год: Литва – до 3% от ВВП, Латвия – до 2,25%, Эстония – до 2,31%. При этом Рига в 2023-2025 годах потратит 600 млн евро на приобретение систем ПВО.

Целевым показателем в расходах на оборону стран Балтии называется 3% от ВВП. Эстония планирует увеличить оборонный бюджет к 2027 году до 1,3 млрд долларов (с 0,9 млрд в 2022 году), Литва – до 2,2 млрд (с 1,6 млрд).

В Таллине уже отчитались, что в 2022 году республика закупила в два раза больше вооружений, чем в целом за последние 30 лет. А в ближайшие годы Эстония инвестирует в средства ПВО малой дальности 70 млн евро, в береговую охрану – 100 млн. Еще 54 млн евро уйдут на самоходные артиллерийские установки и 200 млн евро – на РСЗО HIMARS с боеприпасами.

В то же время латвийский арсенал пополнился финскими бронетранспортерами Patria 6×6, четырьмя вертолетами UH-60M Black Hawk, а также небольшими разведывательными БПЛА. А в июне 2022 года Испания поставила республике первую батарею ракет ПВО – ЗРК NASAMS. При этом в начале марта канадские власти сообщили о намерении в ближайшее время направить в Латвию установки ПВО, противотанковое оружие и системы борьбы с беспилотниками. Отметим, что в Литве и Эстонии систем ПВО пока нет.

"Мы оперативно поставим следующее вооружение для [военнослужащих] канадских вооруженных сил: <...> переносные противотанковые ракетные комплексы, <...> оборудование, способное противостоять БПЛА, <...> системы противовоздушной обороны малой дальности", – заявила глава Минобороны Канады Анита Ананд.

Кроме того, Латвия приобретает противокорабельные ракеты NSM с дальностью действия 185 км – такое оружие позволит "закрыть" расстояние от западного побережья республики до шведского острова Готланд. Также планируется совместная "прибалтийская закупка" РСЗО HIMARS.

В свою очередь, командующий латвийской армией Леонидс Калниньш заявил, что в течение пяти-семи лет страны должна принять решение о закупке более мощных бронированных машин для Сухопутных войск. Он также не исключает приобретение танков в ближайшие три-пять лет.

Тем временем Литва ожидает от Бундесвера бригаду в составе пяти тысяч военнослужащих не позднее 2026 года. Однако Берлин пока не спешит воплощать это желание Вильнюса в жизнь, ссылаясь на отсутствие инфраструктуры в принимающей стране.

Недавно издание Politico сообщило, что военачальники НАТО готовят обновленный региональный план обороны, согласно которому численность сил быстрого реагирования будет увеличена c нынешних 40 тысяч до 300 тысяч.

Планируется, что "первый эшелон" будет состоять из 100 тысяч солдат, готовых к отправке в течение десяти дней. Они могут быть набраны из Польши, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Второй эшелон – подкрепление, то есть военные, направляемые для поддержки, они должны быть готовы к переброске, например, из Германии, в течение 10-30 дней.

Чтобы добиться цели, некоторым странам придется активизировать вербовку, многим – увеличить расходы на оборону, а всем – покупать больше оружия, боеприпасов и снаряжения, отмечает Politico.

На данный момент самый многочисленный контингент НАТО в Латвии: многонациональная боевая группа альянса насчитывает 1840 военных. Кроме этого, в республике расквартированы 800 датских военных. В Литве общевойсковое соединение альянса состоит из 1805 солдат, в Эстонии – 1373.

Будущее архитектуры безопасности в Европе

Как заявил в начале февраля замглавы МИД РФ Александр Грушко, перспективы выстраивания архитектуры безопасности в Балтийском регионе сейчас не просматриваются. Никакие усилия не приведут к должному результату без фундаментальных изменений в военном планировании США и НАТО в отношении России, отметил замминистра.

"Если говорить о том, может ли состояться какая-то региональная архитектура безопасности в этом регионе (Балтийском регионе) то, скорее всего, нет, потому что ее невозможно оторвать от общего контекста – не хочу сказать, что отношений России и НАТО, – но общего контекста безопасности в Европе", – сказал замминистра.

В то же время становится очевидно, что архитектура безопасности региона значительно видоизменится, как только Финляндия и Швеция будут официально приняты в альянс.

При этом в Минобороны Белоруссии сообщили, что Польша и страны Балтии стремительно наращивают ударно-наступательные возможности своих вооруженных сил, в перспективе они могут быть использованы США как плацдарм для реализации силовых сценариев на восточном направлении.

"Наши западные соседи, Польша и страны Балтии, стремительно наращивают ударно-наступательные возможности своих вооруженных сил. Очевидно, США в перспективе рассчитывают использовать их как плацдарм для реализации силовых сценариев на восточном направлении", – приводит агентство Белта слова министра обороны Виктора Хренина.

Три балтийских брата не хотят на фронт

Пока Латвия собирается вводить обязательную военную службы, Литва и Эстония ищут способы увеличить число призывников срочной службы в армии. Например, Таллин планирует набрать в 2026 году 4000 молодых бойцов вместо нынешних 3500. Планы не то чтобы амбициозные, но даже сегодняшних показателей эстонской армии удается добиться с трудом. Ни литовцы, ни эстонцы особо не стремятся учится воевать. Например, в октябре около трети подлежащих призыву эстонских резервистов проигнорировали сборы Сил обороны Okas 2022 ("Шип-2022").

При этом в Литве в 2021 году было заведено более 100 уголовных дел за уклонение от службы в армии. "Чаще всего отговоркой служат финансовые обязательства, работа, нежелание утратить квалификацию. Часто звучит фраза: "Не хочу служить и все". Они знают, что попали в списки, получили информацию по почте, по электронной почте, но все равно не приходят", – приводит EADaily.com слова представителя армии Литвы Греты Щаевайте.

В свою очередь, экс-глава Минобороны Латвии Артис Пабрикс поблагодарил президента России Владимира Путина за идею возобновить обязательную службу в армии, а также за присоединение Швеции и Финляндии к НАТО:

"Спасибо за эту идею нужно сказать Путину в Москве. Они уже многого смогли достичь: Швеция с Финляндией присоединяется к НАТО. Спасибо Путину и за это. Сейчас латвийская армия состоит из профессиональных военных. Есть одна бригада профессионалов и еще три бригады добровольцев из национальной гвардии. Все эти бригады не заполнены. Война на Украине показала, что может произойти. Мы не хотим неприятных сюрпризов".

Однако такие угрозы выглядят, мягко говоря, смешно: по словам парламентского секретаря оборонного ведомства Яниса Эглитиса, в январе 2024 года на срочную службу планируется призвать около 300 молодых людей. И как они помогут защите латвийского государства от "нападающей России"?

Очевидно, что страны всерьез не рассчитывают на собственные силы в потенциальном столкновении с врагом. Так, нынешняя министр обороны Латвии Инара Мурниеце в начале марта заявила, что республике необходимо быть готовой отражать "атаку" десять дней. Что будет потом, министр уточнять не стала.

Следовательно, вся надежда прибалтийских борцов с Россией и "защитников" Восточного фланга на пятую статью Североатлантического договора, согласно которой "вооруженное нападение на одну страну-члена НАТО рассматривается как нападение на весь альянс". Но как быстро подоспеет "допомога" и какое оружие планируется применить на первых этапах, остается интригой.

Ясно одно – Рига, Вильнюс и Таллин занимаются психологической подготовкой населения к вероятному конфликту, нежели готовятся оказывать реальное "сопротивление" собственными силами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме