"Альтернатива" для альтернативы: как в Прибалтике и ФРГ бороться за свободу слова

Советник по экономической политике партии "Альтернатива для Германии" Юрий Кофнер
© Sputnik / Сергей Аладьев

Анастасия Мишина

Прибалтика – не единственное место в Европе, где притесняются СМИ. Власти Германии также борются с альтернативной точкой зрения, блокируя и не допуская к эфирам инакомыслящих журналистов и даже политиков.

Монополия на свободу слова. Звучит как оксюморон, согласитесь. Однако это уже давно стало реальностью для европейских СМИ, что не соглашаются с официальной позицией властей. Особенно ярко проявились репрессии в отношении журналистов, когда началась активная фаза конфликта на Украине полтора года назад.

Многие российские СМИ запретили. Как запретили и самих журналистов. В Латвии, к примеру, продолжается "Дело журналистов", которое является вопиющим нарушением пропагандируемых самой же Латвией либеральных ценностей. Как с этим бороться, почему даже в Германии нет свободных медиа, Baltnews рассказал Советник по экономической политике партии "Альтернатива для Германии" Юрий Кофнер.

– Юрий, как вы знаете, в странах Балтии продолжаются репрессии в отношении русскоязычных журналистов. Почему вообще такое происходит в Европе?

– К сожалению, это типичный подход: любое неугодные национальным или наднациональным, как ЕС, правительствам политическое мнение заранее называется "фейк ньюз" и пророссийской пропагандой. Конечно же, это не имеет никакого отношения к свободе слова.

Демократия подразумевает, что мнения могут быть разными, могут быть мнения, не совпадающие с официальной позицией властей. Они же с самого начала просто не хотят заниматься развенчиванием "фейк ньюз". Им легче просто назвать все пропагандой, это дает им возможность ничего никому не доказывать.

– Мы не однократно обращались в различные международные институты, доказательно рассказывая о той дискриминации, которую чинят страны Балтии. Какие остаются механизмы для защиты журналистов, когда демократические институты, призванные защищать свободы слова, молчат?

– Нужно понимать, что все эти институты находятся под влиянием США. Пока мир все еще находится в однополярном состоянии. И все международные организации на самом деле не международные и нейтральные, а на самом деле транслируют одну линию, угодную США и их союзникам.

Но уже сейчас мы видим, как мир меняется и приходит к многополярности. Создаются новые, действительно международные организации, которые будут независимы в вопросах свобод, в том числе и защиты журналистов. Но это первый вариант – создать новые международные организации с КНР, африканскими государствами, без давления США.

А во-вторых – необходимо максимально придавать огласке такие ситуации, как происходят в Прибалтике. Когда с одной стороны западные государства громко кричат о том, что они демократии, что они уважают свободу слова, а вот такими примерами доказывать, что это совершенно не так. Я имею в виду через СМИ, социальные сети стараться обращать внимание как можно большего числа людей на столь ужаснейшую ситуацию.

Да, всегда есть союзники, дружественные и недружественные страны. Но нам важно, что в мире уже много центров силы – Китай, Южная Африка, Бразилия, Россия. Все они создают собственные международные организации. И я считаю, что рано или поздно ряд западных государств присоединиться к таким вот новым организациям. Глобальный мировой порядок меняется, этот процесс уже давно запущен. Сейчас необходимо время и систематическая работа над этим.

– Расскажите, а как работают СМИ в Германии? С какими сложностями сталкиваются?

– А здесь та же проблема: в лицо людям говорят, что есть свобода слова, что существуют нейтральные государственные СМИ. Но в Германии есть особенность: официальные государственные СМИ называются публичными. Существует официальный закон, который регулирует эти публичные СМИ. И эти СМИ должны, согласно закону, освещать события нейтрально.

К примеру, проходят выборы в Германии, партии получают определенные проценты, с 5% входят в Бундестаг. Так вот, по закону в передачах на государственных каналах представители партий должны появляться так часто, насколько они представлены в Бундестаге. Это объективно. Но что мы видим на самом деле?

На самом деле из года в год одна партия – "Альтернатива для Германии" – полностью игнорируется публичными СМИ. Представители нашей партии почти никогда не приглашаются на дискуссии, в новостях не говорят, а если и говорят, то только в негативном ключе. И это было бы понятно, живи мы не в демократии. Но официально ведь заявляется, что Германия – демократия, есть официальный закон, и этот закон явно нарушается.

Что до частных СМИ в Германии, я некоторое время назад изучал вопрос, кому они принадлежат. Так вот, или эти СМИ напрямую принадлежат американским медиа, или американским фондам. Или же редакторы и сами журналисты, которые имеют большое влияние, состоят в американских "кузницах мыслей", аналитических центрах. Я говорю сейчас, например, о Фонде Маршала*.

И дело здесь даже не в том, что кто-то кем-то проплачен. Просто, если ты хочешь кем-то стать в медиа пространстве Германии, ты должен пройти эти институты. И после этого, образ мысли журналиста будет проамериканским.

Вот вам два примера того, что из себя представляют СМИ в Германии.

– И как же простым жителям Германии получить альтернативную информацию?

– Все эти блокировки Sputnik, RT на территории Германии не имеют никакого отношения к свободе слова. Можно быть несогласным с российскими СМИ, даже считать их пропагандой, но чего нельзя делать, так это блокировать. Тот, кто запрещает СМИ, лишь доказывает, что у него нет больше никакого оружия, и правда не на его стороне.

В Германии должны быть представлены все СМИ – российские, китайские, американские… Если есть запреты, значит правящие элиты против свободы слова. Российские медиа в Германии под запретом, потому что власти не хотели, чтобы люди знали другую точку зрения по поводу событий на Украине. Более того, до того, как запретили, власти уже вставляли российским СМИ палки в колеса.

Как людям получать информацию? Мы видим сегодня подъем социальных сетей – Facebook** и особенно Telegram. При этом Еврокомиссия уже и соцсетями занялась, хочет и там ограничить свободу слова. Соцсети – проблема для властей. Но с другой стороны, все эти платформы – частные компании, они могут устанавливать свои правила.

Но частные компании сегодня уже больше, чем компании. К примеру, я как политик Германии просто должен быть во всех сетях. Но, опять же, у Facebook** есть так называемый shadow banning (теневой бан – прим. Baltnews), чем компания искусственно может ограничить охват аудитории, если я критикую западных политиков, не поддерживаю Украину…

Сами правительства функции цензуры просто передают частным компаниям. Да, соцсети являются источником получения альтернативной информации, но и тут власти работают над тем, чтобы это все ограничить.

– С начала спецоперации Telegram стал самой популярной соцсетью в России. Но, к сожалению, многие каналы – к примеру, Sputnik, RT, Baltnews – блокируются на территории Прибалтики. Есть ли такая практика в Германии?

– Да, у нас то же самое. Официальные российские СМИ заблокированы. Но частные каналы блогеров доступны. Я имею в виду Юрия Подоляку. На него подписаны более 2 млн человек и его смотрят на Западе. Именно блогеры сегодня имеют огромное влияние в рамках сегодняшней информационной войны.

В Telegram в отличие от других сетей фактически нет серьезной цензуры. Только что официальные СМИ российские запретили, но блогеров никто не запрещает. Более того, у нас есть переводы на немецкий, на английский – каналы-копии, я имею в виду. И они пользуются огромной популярностью.

– А как партия "Альтернатива для Германии" продвигает свою повестку? Какие меры борьбы с цензурой задействуются?

– Как я уже говорил, нас игнорируют и государственные СМИ, и частные СМИ, которые находятся под американским контролем. Нам остается единственный выход – социальные сети. Мы есть во всех соцсетях. И там мы имеем огромный успех. Ни одна партия в Германии не имеет столько сторонников, лайков, просмотров, как AfD.

Кроме этого, мы, пожалуй, ничего не делаем. Мы лишь придерживаемся нашей позиции. Официальные власти проводят настолько провальную политику, она настолько вредна для Германии… Взять хотя бы санкции. Сегодня у нас огромные цены из-за санкций на электроэнергию, отопление. Люли просыпаются и все больше понимают, что мы правы.

Мы выступаем за свободу слова, мы хотим упразднить публичные государственные СМИ. Вы, может быть, не знаете, но в Германии все граждане обязаны платить по 25 евро в месяц за эти вот публичные СМИ. А люди зачастую даже не хотят смотреть эту проправительственную пропаганду. А мы против этого. Пусть будут частные СМИ, пусть будет свобода слова!

Когда начался конфликт на Украине, мы были единственной партией, которая сказала, что это не наша война, что мы не поддерживаем санкции против России, что мы против поставок Украине вооружений и мы не хотим, чтобы граждане Германии платили за эту войну. Мы хотим развивать нормальные экономические отношения с Россией. Мы выступаем за мирные переговоры и скорейшее прекращение братоубийственной войны.

* американская НПО "Германский фонд Маршалла" признана нежелательной в России

** социальная сеть Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме