Победили страх и запугивание. Что случилось, когда русские Эстонии не пришли на выборы

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас
© AFP 2024 / KENZO TRIBOUILLARD

Алексей Языков

Тема: Выборы в Рийгикогу 2023 года

Парламентские выборы в Эстонии выиграли не прагматизм и взвешенная программа выхода из экономического кризиса, а искусственно раздутый страх перед Россией.

Ключевым фактором безоговорочной победы правящей Партии реформ на прошедших в Эстонии парламентских выборах стал отказ от участия в голосовании значительной части русскоязычного населения. Никогда еще в новой истории страны явка избирателей на выборы не была такой низкой. Их пассивность в преимущественно русских регионах свидетельствует о том, что местные жители не увидели в списках кандидатов тех, кто способен и хочет решить их проблемы.

Серьезные неурядицы в экономике Эстонии и падение уровня жизни населения страны, ущемление "инородцев" в правах, по идее, должны были бы заставить людей активнее высказаться о том, кого оно хотело бы видеть в правительстве.

Но по официальным данным в выборах приняло участие всего 63,5% избирателей, самую низкую активность продемонстрировал преимущественно русский регион Ида-Вирумаа, где свои голоса отдало менее 47% избирателей, то есть жителей, имеющих эстонское гражданство и, следовательно, право голосовать на парламентских выборах.

Пассивность национального меньшинства и его недоверие к эстонским политикам отчасти сказалась и на столичном Таллине с его чуть более чем 65% проголосовавших. Причем в эстонском столичном районе Нымме активность избирателей была на несколько процентов выше, чем в районах с большей долей русскоговорящих жителей. Традиционно эстонские регионы показали заметно большую, хотя и не рекордную активность: в Рапламаа, например, участие в голосовании приняло почти 80% населения.

Заметная отстраненность русского меньшинства от общественно-политической жизни привела к поражению фактически единственно близкой ему политической партии, Центристской, которая потеряла сразу десяток мест в парламенте. Исключение составили несколько пользующихся высоким личным авторитетом лидеров партии, набравшие немало по местным меркам голосов, но общей картины это не изменило.

Русский избиратель на этот раз не нашел, за кого ему проголосовать – руководство центристов не захотело, не смогло или не решилось недвусмысленно и решительно высказаться против "инициатив" уходящей правящей коалиции, оскорбивших и нарушивших интересы, права и чувство достоинства русских в Эстонии.

Не было однозначно и решительно заявлено, что, придя к власти, партия отправит на помойку задуманный предшественниками план ликвидации русскоязычного образования в стране, свернет кампанию русофобии, развязанную под предлогом "противостояния российской агрессии на Украине", пересмотрит инициативу уничтожения "наследия советского прошлого", то есть, прежде всего, прекратит кампанию ликвидации и переноса памятников советским солдатам и мирным жителям, погибшим во время войны с нацизмом.

И, конечно, никто не решился громко заявить, что считает ошибочной, необоснованности и неискренней ту государственную позицию Эстонии, которая подразумевает виновность России во всех бедах, в "развязывании неспровоцированной агрессивной войны" на Украине. Хотя в этом и сложно винить местных политических деятелей. За такие слова в современной Эстонии легко можно лишиться всяких перспектив на дальнейшую политическую карьеру, а то и оказаться под следствием по какому-нибудь высосанному из пальца обвинению. И в этом случае защитник интересов избирателей легко превратится в подзащитного, неспособного выполнить свои обещания избирателям.

Ставка на страх перед Россией реформистам еще аукнется

Многие политические партии во время предвыборной кампании обещали нищающим русским регионам на "сланцевом" северо-востоке поддержку правительства и Евросоюза, финансирование, новые рабочие места и все то, что обычно сулят (но редко делают) избирателям кандидаты.

Но практически ни один из них решительно не высказался в защиту чувства достоинства и прав русского населения, которое власти пытаются отнять не только вполне осязаемые вещи, вроде возможности отдать ребенка в русскую школу, где его постараются научить знать, понимать и уважать безграничную русскую культуру, историю, победы, достижения и промахи предшествующих поколений россиян и русских. Мало кто четко обозначил свою позицию противника попыток (бессмысленных, но оскорбительных) лишить местных русских чувства достоинства и уважения к своему народу.

Результат выборов для Центристской партии был фактически предопределен, ее русские сторонники просто не пришли на выборы. А сугубо эстонские партии, отметившиеся на стезе демонизации России и русских, на этот раз полностью пренебрегли русскими голосами.

Явка избирателей получилась низкая, зато очень "эстонская" и порядком напуганная постоянными заявлениями правящей коалиции во главе с Реформистской партией (которой пора бы сменить название за отсутствием реальных реформ) об угрозах войны с Россией и необходимости во что бы то ни стало одолеть ее совместными усилиями Запада на фронтах Украины, общественность проголосовала так, как от нее и ожидали – большинство голосов и, как следствие, много мест в парламенте получили реформисты во главе с Каей Каллас (или "КаКа", как ее называют многие эстонцы). Неожиданный рывок к власти сделало и мало пока понятное политическое "образование" с практически идентичной программой, партия "Эстония 200".

Победили, как выразилась тоже проигравшая выборы председатель "Правых" Лавли Перлинг, "страх и запугивание". Трудно сказать, что имела в виду сама лидер партии с мало чем отличающейся от других (если не считать заявленной "правости") политической программой, но надо признать, что она попала в точку – лидеры выборов, мало что реально сделавшие для борьбы с экономическим кризисом, сделали ставку на "российскую угрозу", на подготовку к гипотетической войне, наращивание военных расходов и присутствия НАТО в стране, "эстонизацию" русскоязычного меньшинства, которое в его нынешнем "неправильном" виде якобы представляет угрозу безопасности.

Слова "война" и "угроза", вздорные и агрессивные заявления звучали из уст премьер-министра Каллас намного чаще, чем слова о мире, взаимопонимании и помощи нищающему населению. А это означает, что проблемы страны будут лишь нарастать. Запугивание и ставка на страх, как свидетельствует история, никогда не оправдываются и практически всегда приводят к тяжким последствиям. Даже если западные помощники и союзники, немало поддержавшие прямо и косвенно Каю Каллас, уверяют в ином.

Следуя совету хорошо оплачиваемых и потому, наверное, оптимистично настроенных психологов, надо стараться смотреть на события и людей позитивно. То есть по-доброму. Или хотя бы в ожидании от них, событий и людей, чего-то доброго. Можно найти положительные результаты и в итогах парламентских выборов в Эстонии.

Националисты, как ярые "изоляционисты" в лице EKRE, так и мрачные проамериканские русофобы из Isamaa, выборы тоже проиграли. Так что есть основания считать (если выдвинутые EKRE обвинения правительства в фальсификации электронного голосования, решившего выборы в пользу реформистов не подтвердятся), что коренное население Эстонии, хоть и напугано воображаемой угрозой с востока, все же не одобряет русофобские "перегибы".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме