Как залечить "кровоточащие раны" эстонских националистов

Флаги Эстонии

Анатолий Ядов

Несколько критических замечаний к недавнему политическому заявлению эстонской парламентской партии "Отечество" о "кровоточащих ранах", душе и "поляризации общества".

Представители партии "Отечество" (Isamaa) выступили с политическим заявлением, в котором выразили глубокую обеспокоенность "поляризацией эстонского общества". "В Эстонии не должно быть места разделяющей общество политике", как считают лидеры "отечественников"-националистов, в первую очередь имея в виду обсуждаемый законопроект о признании однополых браков.

Один полюс расколовшегося, по их мнению, народа в целом против однополых браков ничего не имеет, а второй, соответственно, категорически против того, чтобы мужики с мужиками, ну вы понимаете, а женщины с женщинами.

Воззвание "Отечества" как бы охватывает более широкий круг проблем эстонского общества, но главная причина его появления и эмоционального накала, а также сбивчивости изложения предположительно содержащихся в нем мыслей имеет самое непосредственное отношение к сексу.

Патриоты страны считают, что эстонские семьи должны быть традиционными и, желательно, постоянно озабоченными проблемой увеличения численности эстонцев. Именно в намерении признать по примеру передовой в этом плане Европы однополые браки и в отказе финансово стимулировать рождаемость видят местные идеологи умеренного правого национализма ошибку правящей коалиции.

Они, конечно, не одиноки в своих сомнениях насчет прав сексуальных меньшинств, другие партии тоже на этот счет не уверены, но остальным, в отличие от "отчественников" недостает пафоса и напора. Авторам заявления, несмотря на некоторые смысловые несуразности, удалось вызвать у части эстонского населения сильные эмоции, даже не используя такие слова как "традиционная семья", "гомосексуалисты" или "секс".

"Поляризация эстонского общества вызывает тревогу. Все чаще мы видим, как многие политики и активисты рисуют общество в черно-белых тонах, где на вопросы может быть только один ответ. Вместо содержательных дебатов и поиска компромиссов они пытаются навязать собственное "правильное" видение, клеймя часть общества как "неправильную" за все разногласия. Это увеличивает чувство нетерпимости и горечи, оставляет в душах отвергнутых раны, которые будут кровоточить годами", – утверждают авторы воззвания "Отечества", вдохновленные, очевидно, избранием нового лидера партии, бывшего министром иностранных и разных других дел Урмаса Рейнсалу.

Очень интересная постановка вопроса, даже если не останавливаться подробно на "кровоточащих ранах" в душах "отвергнутых", под которыми, вероятно, подразумеваются сами "отечественники", отвергнутые как партнеры по коалиции Партией реформ – временным лидером на политической арене Эстонии.

"Чтобы излечиться, обществу нужен идеал, под который могли бы подойти все наши соотечественники, – пишут далее авторы заявления. – Это идеал Эстонии, который подчеркивает нашу нацию, язык и культуру, ценит весь наш народ. Мы всегда переживали трудные времена не ссорясь между собой, а держась вместе, спина к спине".

Тут, наверное, лучше было бы сказать "плечом к плечу", так как описанное в воззвании положение тел безымянных "мы" может помочь отбиться от собак или уменьшить количество синяков в пьяной драке с превосходящим по численности противником, а для совместного преодоления трудностей подходит мало. Преодолевать их, стоя спиной к спине, довольно сложно. Но с точки зрения "Отечества", эстонцы, вероятно, со всех сторон окружены врагами.

Евросоюз или национализм – кто-то из этих двоих обречен

И все же не само по себе отношение "отечественников" к семье и сексу должно бы привлечь внимание русскоязычного меньшинства Эстонии, да и любого обитающего в стране приличного человека. Эстонские правые националисты видят причины поляризации общества в политике правительства, которая это самое общество разделяет. А разделяет его невнимательное к ним, к отечественникам отношение, а также неправильная, по их мнению, демографическая и фискальная политика. И всему этому не должно быть в стране места.

Из чего следует, что инициированный самими националистами запрет на русскоязычное образование, "дерусификация" страны, ущемляющая интересы и оскорбляющая национальное достоинство русскоязычных налогоплательщиков, руководство националистов не считает "разделяющей общество политикой". Или же, что вероятно точнее отражает их образ мыслей, – они вообще не считают русское меньшинство частью общества.

Судя по тому, что и Партия реформ, и социал-демократы, и мутное образование под названием "Эстония 200", составившие новую правящую коалицию, поддержали политику "дерусификации", они также не считают русскоязычное меньшинство частью общества. И никаких "кровоточащих ран" в их душах быть не может. Хотя, конечно, с трибун и на публику говорится обратное. Но подразумевается, что русскоязычные имеют шанс стать частью эстонского общества, если перестанут быть такими раздражающе русскими и будут намного больше времени уделять изучению эстонского языка. Если задуматься, в этом отношении между всеми перечисленными эстонскими политическими партиями нет никакой разницы.

В завершение мыслей об отношении эстонских правых националистов к "ранам", "душам" и "разделению общества" следует, вероятно, отметить (уже без сарказма и пытаясь теоретизировать), что ни воззвания, ни новые лидеры им, вероятнее всего, не помогут удержаться на плаву. Евросоюз, политике которого Эстония практически безоговорочно следует (в том числе в вопросах семьи и брака, а также прав сексуальных меньшинств), по сути своей несовместим с национализмом. Во всяком случае в теории. Идея наднационального общеевропейского образования, стремящегося со временем превратиться в интернациональную державу, противоречит идеям национализма.

И умеренный его вариант в лице "Отечества", а также близких ему по духу партий в других государствах альянса, сгинут первыми. Очевидная тенденция утери "Отечеством" поддержки у населения и недавний раскол этой партии подтверждают теорию отмирания национализма, согласившегося с идеей Евросоюза.

Неумеренный национализм в лице, в частности, эстонской партии EKRE, какое-то время будет набирать силу, питаясь голосами тех избирателей, которым не нравится перспектива стать частью европейской федерации и не нравится "руководящая роль" Брюсселя. Но и он со временем выдохнется. Если конечно сам Евросоюз сумеет пережить собственные ошибки и кризисы. Преодолевая проблемы "спина к спине".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме