В понедельник, 19 июня, эстонские СМИ сообщили, что после вынесения оппозицией вотума недоверия премьер-министру, лидеру реформистов Кае Каллас, министр финансов, также реформист, Март Вырклаэв признал, что запланированное правящей коалицией повышение налогов повлечет за собой рост цен.
Прозвучало его признание как издевка – будто до констатации данного факта в претензии оппозиции, вынесшей вотум недоверия, глаза главного финансиста страны были закрыты и он не видел, что творится в его хозяйстве.
"Да, повышение налогов также приведет к росту цен. Но почему мы это делаем? Мы делаем это потому, что наши расходы на оборону выросли после того, как Россия начала полномасштабную войну против Украины в феврале прошлого года. Нам пришлось увеличить расходы на оборону с 2% до 3%, а это где-то 400–450 миллионов евро", – попытался оправдать непопулярные шаги правительства Вырклаэв, отвечая на соответствующий вопрос оппозиционного депутата Александра Чаплыгина.
Министр финансов произнес эти слова на внеочередном заседании Рийгикогу во время обсуждения законопроекта о повышении подоходного налога, увязанного с вопросом доверия правительству. При этом министр фактически транслировал "антироссийскую мантру" про военные расходы, которая тянется как минимум с 2006 года. Сколько у власти в стране держались реформисты, столько они и говорят на все лады о военной угрозе, о повышении военных расходов и так далее. И вот наконец их звездный час настал – на Украине начались реальные военные действия.
Правда, прямого отношения к Эстонии конфликт на Украине, конечно, не имеет. Но реформисты так не думают, поскольку в свое время они сделали все, чтобы поддержать киевский режим, пришедший к власти в ходе организованного при содействии западных политтехнологов госпереворота. Ну а теперь, поддержав беспрецедентные санкции Запада против России, эстонские власти сделали все, чтобы собственная страна оказалась в кризисе.
Об этом, то есть кризисе, глава эстонского Минфина также упомянул: "Во-вторых, на нас обрушился ряд кризисов, мы принимали решения, которые оказались непосильными, нам нужно двигаться к сбалансированному бюджету, и именно поэтому мы должны сделать эти налоговые изменения. Поскольку нам нужно использовать больше государственных денег для обороны, для поддержания услуг, то нам также нужно взять эти деньги откуда-то, и этот источник доходов – налоговая база".
Вот и выходит, что правительство принимает судьбоносные решения при отсутствии повальной поддержки этой политики со стороны народа – недаром в Эстонии развернули репрессии в отношении тех, кто осмелился не согласиться с главным антироссийским политическим трендом. А когда в результате принятых решений на страну свалились проблемы, то же самое правительство полезло в карман того народа, чье мнение они затыкают при помощи спецслужб, тюрем, судов и скоропалительно принимаемых законов, нарушающих права человека.
Напомним, в этот же день в начале внеочередного заседания Рийгикогу был инициирован вотум недоверия премьер-министру Кае Каллас, подписанный депутатами от оппозиционных партий – Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), Центристской партии и "Отечества" (Isamaa).
Проект соответствующего решения передал председатель Isamaa Урмас Рейнсалу. И так прокомментировал ситуацию: "Довольно необычно, что подобный вотум недоверия инициируется через считанные месяцы после вступления правительства в должность. Однако персональные действия премьер-министра и политика правительства также в совокупности были беспрецедентными".
По словам председателя Isamaa Урмаса Рейнсалу, вотум недоверия отражает "голос озабоченности и растерянности тех людей, которые не согласны с ложью в политике, с проводимой правительством политикой и тем фактом, что группы интересов в обществе низведены до безгласного состояния".