В четверг, 13 июля, на своем очередном заседании правительство Эстонии объявило об особом положении в сельскохозяйственном секторе, чем разрешило местным компаниям, работающим в этом секторе, легче справляться с выполнением различных обязательств и контрактов.
Напомним, что накануне представители эстонского сельхозсектора забили тревогу и попросили помощи правительства, поскольку кризис, а также превратности погоды поставили стратегическую отрасль на грань гибели. Как писал Baltnews, пока правящая коалиция во главе с премьер-министром Каей Каллас занималась военными действиями на Украине, участием в саммите НАТО в Вильнюсе и антироссийской пропагандой, в сельхозсекторе Эстонии наступило бедственное положение. При этом погодные условия в этом контексте сыграли далеко не первую скрипку.
Все это совпало с новостью о росте шестимесячной европейской межбанковской ставки предложения (Euribor), к которой привязано большинство жилищных и потребительских кредитов в Эстонии, почти до 4%. Безусловно, рост данной ставки не может также не сказаться на состоянии агросектора, поскольку для фермеров банковские кредиты, без которых они практически не работают, становятся еще дороже. Также, как правило, дорожают и многие услуги, которые необходимы в местном бизнесе.
Примечательно, что, по сообщению СМИ, члены правительства о кризисных явлениях в экономике, росте налогов, беспрецедентной инфляции, проблемах с удобрениями и прочими насущными вопросами, напрямую связанными политикой правящей коалиции, не обмолвились ни словом.
Отмечается, что предложение ввести чрезвычайное положение в сельхозсекторе внес министр по делам регионов Мадис Каллас, а министр здоровья Рийна Сиккут заявила, что фермеры в последние годы борются с превышением средних температур и недостаточным количеством осадков. Как будто это единственная проблема, с которой борются эстонские фермеры.
"Правительство решило, что действительно критерии таковы, что мы можем объявить о том, что речь идет о неблагоприятных погодных условиях", – сказала Сиккут.
И отметила, что особое положение не означает введения мер поддержки, но позволит предпринимателям, например, легче справляться с обязательствами, взятыми перед Департаментом сельскохозяйственных регистров и информации (PRIA), или договорами страхования, в которых говорится о форс-мажорных обстоятельствах в плохих погодных условиях. Наравне с этим производители органической сельхозпродукции смогут использовать обычные корма.
Естественно, правительству Эстонии вовсе не нужны условия, в которых от них потребуют некой дополнительной поддержки – в бюджете денег в последнее время хватает все больше на ведение войны, прием беженцев, пропаганду и повышение доходов власть предержащих.
Что же касается очередного роста ставки Euribor, то на этой неделе она превысила отметку в 3,95% – самый высокий уровень с ноября 2008 года, максимальное же значение ставки Euribor было зафиксировано зимой 2008 года – 5,448%. Ныне же, 11 июля, ставка шестимесячного Euribor составила 3,94%, а 12 июля выросла до 3,955%.
Местные СМИ отметили, что с конца 2015 года до июня 2022 года шестимесячный Euribor был отрицательным, после чего начал быстро расти и в начале февраля 2023 года уже превысил 3%. При этом Эстония уже год не покидает первые места в рейтинге европейских стран по размеру инфляции.