В четверг, 5 октября, на страницах эстонского информационного мейнстрима появились высказывания отца нынешнего премьер-министра Эстонии Каи Каллас – Сийма Калласа, бывшего премьер-министра и вице-президента Еврокомиссиии, а также известного авантюриста в политике и экономике маленькой балтийской республики.
Сийм Каллас решил выступить с назиданиями в адрес президента Эстонии Алара Кариса, указав на значение должности президента в парламентской республике – "должность президента в Эстонии носит церемониальный характер и находится где-то между законодательной, исполнительной и судебной властью".
Далее Сийм Каллас заявил, что "вмешательство президента Алара Кариса в политику достойно сожаления": "Это скользкая дорожка, потому что в какой-то момент ты совершаешь ошибки. И то, что он вмешивается, означает, что он делает выбор, но не должен его делать. Так что он теперь на стороне оппозиции. Функция президента – толковать Конституцию. Он этого не делает, он делает политический выбор. Через некоторое время ему самому придется нелегко".
Скандальный бэкграунд Калласа-отца
Baltnews ранее уже обращал внимание на то, что Сийм Каллас является известным коррупционером со стажем, удачно выкрутившимся в свое время из ряда финансовых афер и ювелирно использовавшим политические игры для усиления своего положения во власти и выращивания личного благосостояния.
Причем свое материальное благополучие Сийм Каллас начал устраивать еще с начала 1990-х годов, когда он, будучи главой Банка Эстонии, спланировал и одобрил авантюру с 10 млн долларов, фактически украденных у страны. Это была не единственная затея Сийма Калласа на пути к власти и влиянию, и каждый раз ему неизменно сходили с рук его скандальные финансовые истории.
Безнравственность проявляется по-разному и часто скрывается под якобы авторитетными суждениями и формально грамотно и последовательно преподносимыми мыслями и идеями. Так, Сийм Каллас, защищая в августе 2023 года курс Каи Каллас на введение налоговых проборов с эстоноземельцев, в частности, в виде неподъемного для подавляющего большинства автомобильного налога, обнаружил свое истинное лицо.
Сийм Каллас заявил, что ставка автомобильного налога должна быть значительно выше предлагаемой сейчас Министерством финансов и составлять 1000 евро в год за каждый автомобиль, а государство не обязано тратить деньги из бюджета на строительство автодорог. То, как Сийм Каллас проговорил свою мысль, создало ощущение того, что политик из демократической республики фактически воспринимает государство над народом как некого господина над подданными.
"Миллион автомобилей, по тысяче евро с каждого – миллиард для балансировки бюджета, для восстановления финансовой надежности. Если наше общество яростно цепляется за блага, которые оно получает от государства, то оно должно вносить адекватный вклад и в государственные доходы", – заявил Каллас, явно не считающийся с тем, что если кто и получает реальные блага от государственной системы, то не столько простой народ, сколько семья Каллас, стоящая во главе того самого государства.
Что же касается ситуации вокруг Каи Каллас, из-за которой Сийм Каллас решил вновь выступить в информационном пространстве, то, как отметили эстонские СМИ, Каллас-отец назвал "в корне неверными" те "вещи, которые президент Карис сказал в своей речи летом", однако не уточнил при этом, какие "вещи" имел в виду.
Что же сказал летом президент Карис?
В конце июня 2023 года президент Эстонии Алар Карис объявил о подписании восьми законопроектов, принятых Рийгикогу, в том числе вызвавших яростное противостояние оппозиции – легализация однополых браков, различные повышения налогов и сокращение семейных пособий. Таким образом президент не стал спорить с правящей коалицией во главе с Каей Каллас относительно правомочности самих законов и того, в каких условиях и как их продавили в парламенте.
А продавили их и шантажом, и долгими подковерными играми, причем Каллас-дочь часто вела себя крайне неуважительно, даже пренебрежительно по отношению к депутатам, что никак не отвечает нравственному поведению. В пику вотуму недоверия Кае Каллас, инициированному оппозицией, премьер привязала голосование по спорным законопроектам к вотуму доверия.
Эстонский президент тогда отметил, намекая на многомесячную борьбу коалиции и оппозиции: "Такие сложные решения парламент и должен принимать, а также нести за них ответственность. Оценки политикам дают граждане. Моя задача как президента состоит в том, чтобы защищать Конституцию. Ядром нашей Конституции является парламентская демократия. Парламент должен быть местом принятия решений, стоящих перед страной".
Тогда же Алар Карис посчитал своим долгом предостеречь премьер-министра Каю Каллас от злоупотребления увязыванием голосования по законопроектам с вопросом доверия: "Конституция предоставляет такую возможность, но вопрос в том, когда ее использование заходит слишком далеко". По словам Кариса, ситуация, когда наблюдается злоупотребление вотумом доверия для определения судьбы спорных решений, а также неумение премьера сбалансировать политику и договориться с оппозицией, явно противоречит Конституции и может означать нивелирование парламентской демократии.
А потом последовал скандал с финансированием канцелярии президента, когда стало известно, что правительство Каллас, фактически используя финансовый шантаж, могло вынудить эстонского лидера пойти на определенные уступки. Канцелярии президента потребовались 360 000 евро из резерва правительства для непредвиденных государственных мероприятий. И, как оказалось, тут же последовали разговоры и телефонные звонки, в которых были увязаны просьба о выделении денег, поступившая из канцелярии президента Кариса, и провозглашение законопроектов, скандально принятых в Рийгикогу.
Еще через месяц разразился скандал вокруг самой Каи Каллас в связи с бизнесом ее мужа в России в условиях антироссийских санкций и яростных призывов премьера всячески рвать связи с восточным соседом. Кая Каллас начала защищаться от обвинений в безнравственном поведении, попыталась переложить ответственность даже на спецслужбы Эстонии, которые якобы не предупредили ее о последствиях. Ситуация начала грозить крайне негативными последствиями для имиджа государства.
На это президент Алар Карис отреагировал не сразу, позволив премьер-министру самостоятельно решить проблему. Но наступил момент, когда лидер республики, призванный служить нравственным мерилом демократии, был вынужден выступить со своей оценкой происходящего. И Алар Карис заявил, что предпочел бы отставку премьер-министра Каи Каллас в самом начале разразившегося скандала.
"Я предпочел бы, чтобы глава правительства ушла в отставку в самом начале этой цепочки событий, приведших к серьезному кризису. Это сберегло бы ее саму, ее близких, работоспособность правительства и доверие к тем сообщениям, что посылает Эстония. Но каждый в такой ситуации делает свой выбор, сам оценивая серьезность моральной проблемы", – деликатно высказался президент и отметил, что премьер-министр даже не удосужилась обсудить создавшееся положение с президентом.
Карис подчеркнул, что сама проблема вряд ли была бы решена такой беседой, "но и не обострилась бы до того уровня, когда президенту приходится говорить об этом вопросе на встречах с зарубежными коллегами".
Одним словом, пока президент Эстонии заботится о сбалансированном подходе к решению непростых вопросов и задач, об имидже страны на международной арене и благополучии общества внутри страны, семья Каллас все больше озабочена личными амбициями во власти и личным благополучием, что становится все заметнее, тем более в моменты обострения противостояния не только с оппозицией, но даже с отдельными предпочтениями и взглядами эстоноземельцев.