Официальный Таллин в истерике – Эстонская художественная академия (EKA) отменила февральский семинар израильского лектора из-за войны на Ближнем Востоке.
Это первый недружественный шаг. Вторым недружественным по отношению к государству Израиль правительство Эстонии считает заявление ректора академии Марта Калма о том, что "вуз прекращает сотрудничать с коллегами из воюющей страны из-за проводимого ею геноцида палестинцев в Газе и впредь не планирует возобновлять контакты".
Действующее в Эстонии законодательство позволяет каждому учебному заведению, в том числе финансируемым за счет госбюджета, самостоятельно формировать образовательную политику. В том числе принимать решения относительно того или иного преподавателя, заключать с ним краткосрочные или долгосрочные контракты, оплачивать выполненную работу и так далее.
С этой точки зрения руководство академии ничего не нарушило. Но скандал с оттенком "большой политики" все равно вспыхнул. Можно сказать, на пустом месте исключительно благодаря вмешательству государственных "верхов" и бдительных, патриотически настроенных общественников из числа грантоедов.
Вмешались все
Вам приходилось слышать, чтобы в демократическом государстве уважающий себя премьер-министр опускался до разборок с отдельно взятым учебным заведением, будь то детский сад или университет?
Вот и автор не слышал, пока Кристен Михал не заявил – Эстонская художественная академия "должна пересмотреть свое решение о разрыве связей с израильскими учеными и с высшими учебными заведениями, в частности, с доцентом Джонатаном Вентурой из колледжа Шенкар".
Рекомендация с самого "верха" прозвучала на пресс-конференции после саммита в сфере безопасности JEF (Joint Expeditionary Force – "Объединенные экспедиционные силы"). Неужели отказ еврейскому "преподу" можно и нужно рассматривать как угрозу суверенитету эстонского государства или как "идеологическую диверсию" Москвы, о чем так любит говорить официальный Таллин?
Чтобы лучше представить принципы работы механизмов принятия решений, отвлечемся и переместимся в зал заседаний местного парламента. 18 декабря Андо Кивиберг из партии "Ээсти-200" потребовал сменить главу рабочей группы по связям с Грузией. Инициатору "показалось, что центрист Лаури Лаатс распространяет прокремлевские взгляды".
Лаатс – абсолютно лояльный своему государству политик, "связей, порочащих его, не имел". Невозможно представить, чтобы он вдруг начал служить интересам Российской Федерации. Это, однако, не помешало обвинениям в том, что его высказывания "явно поддерживают нарративы правящей партии "Грузинская мечта", тесно связанной с Кремлем".
Кивиберг настолько прозорлив, что у него нет сомнений, чьи, какого враждебного государства интересы на самом деле защищает Лаатс. В итоге депутаты Рийгикогу (парламента) с подачи бдительного дурачка вынесли вотум недоверия председателю группы по связям с закавказской республикой.
Никто не попытался разобраться, что именно и в каком контексте было сказано Лаатсом, какими оказались последствия заявлений для официального Таллина, для Тбилиси и Европейского союза, который с утра до вечера печется о светлом завтрашнем дне грузин.
Мы привели классический пример, которым в Эстонии руководствуются политики и чиновники всех уровней. Зачем расходовать время на диагностику, если можно ампутировать? Нет человека – нет проблем.
Заявления как под копирку
Нечто подобное ожидает ректора и администрацию художественной академии. Вот и министр иностранных дел Маргус Цахкна заявил, что отношения с Израилем "очень хорошие". Не вижу причин для прекращения сотрудничества. Определенно сделан шаг в неправильном направлении".
Давно подмечено: когда в странах Балтии госаппараты активируют функцию "политика", ожидать можно только неприятностей. В нашем случае премьер и глава МИД слово молвили, дальше дело пошло как по маслу.
Министр образования и науки Кристина Каллас (Каллас в Эстонии – как Ивановых в России) блеснула дважды. Первое – университет не имеет права принимать такие острые, болезненные и неоднозначные политические решения, сотрудничество должно продолжаться "даже в политически сложной ситуации". Второе – нельзя запрещать чужую культуру, сказала девочка из русско-эстонской семьи, в которой мама Люба совершенно не говорит на титульном языке и вопреки запретам смотрит российское ТВ.
В этом месте автор удивился вторично – не доводилось ему слышать ничего подобного в адрес русской или белорусской культуры от Кристины, которой пели колыбельные не по-эстонски. Бог ей судья. Как и активистам местной еврейской общины, которые "осуждают и возмущаются".
Председатель Алла Якобсон обескуражена: "Мы с тревогой наблюдаем за ростом антисемитских настроений в Эстонии". Сюрреализм в чистом виде: решение академии возмутило, а варварские бомбардировки арабских поселений, смерти детей, сознательно созданная гуманитарная катастрофа для палестинцев и вообще арабов – радует и возвышает Аллу?
Бывшему министру образования Яаку Аавиксоо стыдно. Он осознает, что в эстонских университетах есть активисты, которые поддерживают ХАМАС, но "демократический университет мог бы посмотреть на проблему глубже. Нужна открытая дискуссия, это не внутреннее дело автономного университета. Наверняка там были соответствующие настроения, но уступать таким настроениям нельзя".
Что значит "уступать"? Властные и околовластные тети с дядями, как и сам Аавиксоо, даже не сочли нужным поинтересоваться мнением академического и студенческого сообществ. Напрасно. Например, в ЭХА очень многие одобряют решение прервать сотрудничество с израильтянами, поскольку "нужно соблюдать нормы международного права и понимать – Израиль сейчас устраивает геноцид".
К слову, папа Римский Франциск I говорит о том же – на Ближнем Востоке происходят неоправданные убийства детей в результате израильских авиаударов по сектору Газа. Это бойня, а не война.
В Эстонской художественной академии в ходу иное определение – Холокост палестинцев. Неудивительно, что в стенах вуза не раз проводились мероприятия в поддержку Палестины. "Студенты ее очень сильно поддерживают и хотят завершения конфликта. Люди открыто осуждают еврейское государство, называя его террористическим".
Возвратимся к наблюдениям Аллы Якобсон, председателя еврейской общины Эстонии. Если под "ростом антисемитизма в стране" понимать протесты жителей, которые не согласны с политикой Беньямина Нетаньяху, то он действительно набирает сторонников. Но кто виновен, если взглянуть на положение дел трезво?
Виновна собственная власть. Как это часто бывает в Прибалтике, она защищает виновных, обличая безвинных. "Низы" в таких случаях против поводков и ошейников. Мы не говорим, что грядет бунт. У эстоноземельцев не тот темперамент и менталитет, чтобы строить уличные баррикады и штурмовать правительственные здания. Но недовольство государственной машиной накапливается как раз потому, что она узурпировала право на формирование взглядов общества на войну и мир.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.