В Литве, как и в других балтийских республиках, 9 мая в этом году – не праздник. Власти Латвии, Литвы и Эстонии ввели запрет на организацию публичных мероприятий, а возлагать цветы можно исключительно на кладбище и не всем вместе, и не задерживаясь.
А еще лучше и вообще ничего не делать. Пугают не только штрафами за использование символики СССР и России, но и тюрьмой. К слову, к запрещенной символики в Литве еще не так давно решили отнести и красные гвоздики. Урну для них поставили аккурат рядом с тем местом, где был выставлен подбитый российский танк.
Как в этом году русские (да и не только русские) в Прибалтике будут встречать День Победы, Baltnews рассказал президент Ассоциации граждан России в Литве Сергей Резник.
– Сергей Трофимович, какая обстановка в Литве в преддверии 9 мая? Будут ли проводится хоть какие-то мероприятия в условиях оголтелой политики русофобии, курс на которую уже давно взяли власти страны?
– Я опишу вам ситуацию так: многие мои знакомые перестали со мной общаться даже по телефону. Но мне нечего бояться. В тюрьме я уже посидел, ей меня не запугаешь. Теперь даже цветы возлагать традиционно нельзя. Это делать вроде как разрешили, но не группами и не задерживаясь. Вот представьте себе: выстраивается цепочка и по очереди кладут цветочки. Хотя, как мне кажется, в Литве несколько лояльнее, нежели в соседних Латвии и Эстонии. Там ситуация много хуже.
– А вы пойдете возлагать цветы лично?
– Я всегда ходил, но, к сожалению, в этом году не смогу – травма позвоночника. Если на машине я еще могу подъехать к Антакальнисскому кладбищу, к его воротам, но дойти я уже не смогу.
– А многие ли пойдут возлагать цветы, как вы считаете?
– Нет, конечно. Сейчас все сидят как мыши под метлой. Русофобия давно стала официальной политикой властей, и меня уже очень тяжело удивить. К сожалению, Россия просто выражает серьезную озабоченность. Но я не вижу притеснения русских со стороны простых людей. Вся эта русофобия – дело рук властей и только их. Меня волнует даже больше другое – огорчает позиция Москвы. Эту позицию я бы назвал "позиция Кота Леопольда" – Давайте жить дружно. Хотя есть столько рычагов давления!
– А как, по-вашему, Россия могла бы эффективно надавить на Литву?
– Давайте начнем с экономики. Точнее, торговли. Вы только посмотрите отчеты, и станет ясно, какое огромное количество компаний, местного бизнеса завязаны с Россией. Взять и санкционировать их надо российским властям.
Уже давно Литва требует от России "компенсации за советскую оккупацию". И какой-то там якобы свободный Европейский суд на стороне Вильнюса. Россия терпит. А что могла бы сделать? Могла бы подать встречный иск и потребовать компенсацию за дороги, дома, школы, заводы и все то, что построил Союз.
– Хорошо, а как сегодня в таких условиях помочь соотечественникам?
– У поляков учиться надо. Вот есть здесь в Литве польская компания, она и принимает на работу по этническому признаку – берут только поляков. Почему бы российским компаниям или аффилированным с Россией компаниям так не делать?
В Литве много предприятий, завязанных на России, и если вы посмотрите коллективы этих предприятий, то увидите – все высшие, управляющие должности занимают литовцы. Они и в Россию спокойно ездят, и по-русски прекрасно говорят. И получают, соответственно, хорошие деньги. А кем берут русских? Охранниками? Уборщицами? Чтобы защитить соотечественников в Прибалтике нужна лишь политическая воля Москвы.
9 мая все ждут какой-то большой "подлянки". И здесь, и в Москве. Я сам хохол и знаю своих соплеменников, и поэтому я смело могу сказать, что национальными чертами являются тупость и жадность. А еще и завистливость. Когда я последний раз был на Украине, мои знакомы мне говорили, мол, в Европе живешь, так хорошо, свободно… Да-да, им все равно, как попасть в Европу – лишь бы попасть. Они готовы и горшки мыть.
– А как вообще в Литве относятся к украинским беженцам?
– Их здесь масса. Но вот что интересно: бедные, несчастные, обиженные Россией и жизнью беженцы приехали на крутых дорогих машинах. Они воспользовались прекрасным моментом. Тут, в Литве, их встречают с распростертыми объятиями, оказываю помощь, пособия платят… Как они и мечтали, попали, в общем, в Европу.
Ведут они себя здесь соответствующе. Настолько соответствующе своему "бедному статусу", что всех откровенно достали. Достали настолько, что местные литовцы уже время от времени стали им морду бить, простите за выражение. За наглость и за хамство, конечно!
У меня на этот счет есть даже история из личного опыта. Столкнулся я как-то с подсобным рабочим, ну не написано же у него на лбу, что он украинец. Я ему, значит, по-литовски… А он мне – "не понимаю, я с Украины". А ему, на секундочку, лет 35. Я его спрашиваю, мол, что ты здесь делаешь, ты же родину свою защищать должен. Он мне "бе-ме, не знаю". Да и бог с ним, говорить даже не хочется. Но такое сплошь и рядом: едут здоровые мужики и строят из себя жертв.
Так что вся эта спецоперация просто дала украинцам возможность на халяву "пролезть" в Европу.
– А что вы можете сказать по поводу того, как Вильнюс покрывает российскую беглую оппозицию? Какое влияние оказывают все эти личности на политику литовских властей?
– Я бы не сказал, что сильное. Они, конечно, хорошо подпевают местным политикам. Последние, в свою очередь, этим пользуются – мол, посмотрите, что "хорошие русские" думают и чего желают. Ну, собирается тут какая-то неприятная компашка. Как говаривал академик, "представители малой национальности", не уточняя, какой. Литва собирает вот таких вот жуликов и воров. Вы бы видели, под какой охраной они тут проводят свои встречи.
С русской диаспорой они, конечно, не поддерживают никаких отношений, за исключением, пожалуй, нескольких человек. А в диаспоре всех этих называют… Как бы так помягче выразится? Называют тем словом, которым описывают женщин с пониженной социальной ответственностью. В любом обществе найдутся предатели, чего тут говорить.
Интересно вообще размышлять о будущем всего происходящего. Иной раз я с литовцами здесь общаюсь, спрашиваю у них, как хорошо они знают историю и пытаюсь им объяснить. Это сейчас Россия под девизом "Давайте жить дружно" замяла вопрос с калининградским транзитом, это сейчас Россия не проявляет силу воли, чтобы разобраться со всем тем, что чинят прибалтийские элиты. Я говорю литовцам: "Поймите, так будет не всегда". Рано или поздно, Россия начет решать данные проблемы. Как это произойдет, я не знаю, но уверен, что это будет. В одном я уверен – мина уже заложена.